«Раневская» (16+): наперекор невзгодам и злой судьбе (РЕЦЕНЗИЯ)
К биографическим сериалам всегда отношение особое. Киноистории о жизни известных людей мало кого оставляют равнодушными, ведь у каждого из нас свое отношение к герою, а у авторов сериалов может быть иной взгляд. И так важно его принять, понять. Тем более если речь идет о таких великих личностях, как актриса Фаина Раневская. Именно ее жизни посвящен новый сериал "Раневская" (16+), который я посмотрел в онлайн-кинотеатре KION от экосистемы МТС.
Режиссер Дмитрий Петрунь и сценаристы Лариса Жолобова, Юрий Мороз, Алина Семерякова проделали огромную работу: нелегко было в 8 серий уместить яркую и насыщенную жизнь народной артистки СССР Фаины Раневской. Сериал охватывает период с ее поездки в столицу в 1915 году до съёмки телеверсии спектакля Театра имени Моссовета "Дальше - тишина…" в 1978 году.
И весь фильм зритель видит, как меняется главная героиня: от юной и безалаберной барышни до умудренной жизненным опытом пожилой женщины. И тут нужно отдать должное не только гримерам, но и актрисе Мариэтте Цигаль-Полищук (дочери актрисы Любови Полищук и художника Сергея Цигаля). Намного сложнее, чем просто правильно подобрать грим, показать внутренние изменения в характере героини. И актриса справилась! Ей доверяешь, ей сопереживаешь, и все жизненные трудности проживаешь вместе с ней. Ее Раневская - очень обаятельная, непосредственная, влюбленная без ума в театр. Такой, какой и была сама Фаина Георгиевна.
Удивительно, как МариэттаЦигаль-Полищук очень тонко показывает манеру актёрской игры столетней давности. Да, порой такая игра раздражает, выглядит пафосной и слишком уж серьёзной. Но именно на такой манере игры держались в начале ХХ века ведущие столичные театры.
Кстати, сама Мариэтта Цигаль-Полищук в одном из интервью назвала этот сериал «фантазией» о Раневской, которую они придумали вместе с режиссером и сценаристами…
Еще одна яркая актерская работа в сериале - роль отца Фаины Раневской Гирша Хаимовчиа Фельдмана, которую сыграл наш земляк Семен Стругачев (он родился в поселке Смидович, когда тот еще входил в состав Хабаровского края). После "Особенностей национальной охоты" мы больше его воспринимаем как актера комедийного, но в "Раневской" (16+) у него сложная драматическая роль. Непросто сыграть роль человека, сначала отвергшего свою дочь, а потом, осознавшего ее талант, вновь впустил в свою душу…
Сериал снимался с 2014 года, несколько раз менялся актерский состав, и сейчас сложно сказать, как бы в роли Раневской смотрелась, к примеру, Софья Письман (сначала ее утвердили на главную роль) или Владимир Симонов в роли Василия Качалова (эту роль в итоге сыграл Александр Домогаров). Но нет смысла зрителю что-то додумывать, надо принимать новый сериал таким, каким он получился.
Радует, что в сериале нет мелочей. Очень достоверно показаны Таганрог и Москва начала ХХ века, точно подобраны костюмы героев, мастерски воссоздана даже пресса тех лет, которая чаще ругала, чем хвалила Раневскую. Единственное, что в первых сериях очень много внимания уделяется ненужным подробностям (особенно это касается молодых лет Раневской): ее отношению с разными людьми, которые впоследствии никакой роли в ее жизни не сыграли, и зритель о них очень быстро забывает. А вот подробности "взрослой" жизни актрисы, наоборот, показаны часто поверхностно, "пунктирно", лишь бы упомянуть. Хотелось, конечно же, больше подробностей о создании ярких ролей, которые Раневская сыграла в фильмах "Свадьба", "Золушка", "Весна", "Осторожно, бабушка!"
А еще очевидный плюс сериала - вставки в стиле немого кино с чуть потрескавшейся пленкой. Они очень точно и бережно погружают нас в атмосферу прошлого.
Раневская жила в трудное время. Но авторы сериала смогли сгладить острые общественно-политические нюансы жизни СССР. Получился многосерийный фильм не о тяжелом времени становления страны Советов, а киноистория о конкретном человеке, который своим талантом заслужил право называться "великим": в данном случае - великой актрисой Фаиной Раневской...
После просмотра остается чувство сожаления от того, что Фаина Раневская в кино чаще всего играла эпизодические роли. Свою кинобиографию она однажды охарактеризовала так: "Заплыв в унитазе стилем баттерфляй". И этот унитаз часто был совсем не золотым...
Нет обратных ссылок на эту запись.
Оставить комментарий