Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

4Фев/122

ONLINE-РОМАН «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА». ГЛАВА 20. «МОИ ИЗДАНИЯ»

Те, кто внимательно прочитал прошлые главы моей книги, уже знает, что "моим" я прежде всего считаю еженедельник "ТВР-Телевидение и радио": у его истоков я стоял и ему отдал немало сил и энергии. Но ведь есть в Хабаровске и другие издания, которые   на своих страницах публиковали мои материалы. Вот именно о них я хотел бы рассказать в этой главе.

В те счастливые времена, когда я был литературным редактором ежнедельника "ТВР-Телевидение и радио", даже и мыслей у меня не было параллельно работать в другом печатном СМИ. Да, в неделю у меня выходили одна телепрограмма и пять радиопередач (порой одновременно на двух радиостанциях!), но сотрудничество с электронными средствами массовой информации было логичным продолжением моей газетной карьеры. Наш директор Владимир Анатольевич Бакуменко никогда не запрещал мне сотрудничество с телекомпаниями и радиостанциями. Он считал, что это - дополнительная реклама, прежде всего, еженедельнику "ТВР-Телевидение и радио", которое я представлял. Радиопрограмма "Перископ" на Хабаровском краевом радио вообще 7 лет выходила как совместный проект "ТВР" и ДВТРК. Бакуменко всегда  просил  лишь об одном: чтобы о своем сотрудничестве с другими СМИ он узнавал от меня, а не от других людей с ненужными подробностями. А я никогда и не скрывал эти факты, тем более знал, что Владимир Анатольевич всегда готов дать ценный совет.
Но вот примерно в 1997 г. в Хабаровске появилась новая газета с соответствующим названием - "Новые известия". Хабаровское отделение расколовшихся легендарных "Известий" возглавил мой хороший знакомый еще по сотрудничеству с "Тихоокеанской звездой" журналист Лев Степанович Стукун. В "ТОЗе" несколько лет он выполнял функции ответственного секретаря и отвечал, в частности, за получение программ московских телеканалов. В "ТВР" за это отвечал я и стоит ли удивляться, что однажды мы с ним познакомились. Меня приятно удивила его интеллигентность, он по духу своему был настоящим "шестидесятником",   сразу стал разговаривать со мной на равных, как коллега с коллегой. Хотя, кем я был для него тогда? Просто юнцом, делающим первые шаги в журналистике. Но именно благодаря таким людям, как Лев Стукун, у меня постепенно исчезали робость, неуверенность в своих силах, и я начинал понимать, что и мне подвластно многое.
Можете представить мои чувства, когда Лев Степанович однажды позвонил мне и сказал, что из "ТОЗа" он ушел, сейчас работает в "Новых известиях" и ему нужна моя помощь. Отказать я ему не мог, но, в тайне от "ТВР", что-то делать тоже не хотелось. Просьба Стукуна оказалась "несмертельной": он попросил для его газеты делать еженедельные обзоры фильмов на телеканалах. Работа эта была мне знакомой, в фильмах я просто "купался" и на написание подобного обзора у меня обычно уходило не более получаса. Я сразу поставил в известность Владимира Анатольевича Бакуменко, он после недолгого раздумья дал "добро" на сотрудничество с новой газетой, попросив лишь, чтобы в ней было указано: обзор подготовил редактор "ТВР". На том и порешили.
"Новые известия" просуществовали недолго. Какая-то очередная реорганизация в Москве быстро похоронила это издание, и мы надолго расстались со Львом Стукуном. В следующий раз мы с ним встретились в 2009 г. Я тогда возглавлял пресс-службу ДВГУПС, он работал в издательском доме "Приамурские ведомости". Осталась всё та же интеллигентность в общении, но стал каким-то потухший взгляд. Всё-таки тяжело постоянно бороться с "ветряными мельницами"...
Покинув официально "ТВР" и став штатным сотрудником Хабаровского киновидеопроката, по долгу службы я стал сотрудничать почти со всеми изданиями Хабаровска. Все хотели печатать  репертуар кинотеатров, давать оперативную информацию о премьерах картин. Раньше киновидеопрокат платил этим изданиям деньги и их журналисты готовили материалы о кипучей жизни в кинотеатрах Хабаровска. Но с моим приходом всё изменилось. Не желая тратить кинопрокатские деньги, я взялся сам писать обзоры для всех газет.
Любые обзоры всегда публикуются с определенной периодичностью, и это сказывается на выборе тем, характере, глубине анализа. Чем реже публикуются обзоры, тем больше у автора возможностей найти в потоке событий факты, наиболее интересные для аудитории, проанализировать их, обобщить. Вместе с тем длительные промежутки времени между выходами обзорами приводят к тому, что аудитория уже много знает о тех событиях, которые становятся предметом обозрения, из оперативных публикаций. Это предполагает, что обозреватель, имеющий достаточно времени для размышления, анализа, может обнаружить в этих событиях взаимосвязи, еще неизвестные аудитории, что привлечет ее внимание к опубликованному обзору. В моем же случае всё было намного проще - обзоры были ежедневными и еженедельными. Информация была эксклюзивной, из первых рук специалиста кинопроката, поэтому она всегда была востребована.
Ох, какое это было плодотворное и интересное время! В неделю я делал одно телевизионное обозрение "Сеанс", по одному обзору для радио ДВТРК и радио "Европа плюс Хабаровск" ("европейский" обзор назывался скромно и просто - "Кинопремьера", хотя я долго настаивал на другом названии - "Кинобудка"), пять обзоров для хабаровских газет и плюс еще по два-три ежемесячных обзоров для журналов. И надо было ни в коем случае не повториться! Вот у меня тогда работала фантазия, творческая энергия била через край. Главное, что я занимался любимым делом.
Не переставал я сотрудничать и с любимым "ТВР". В каждом номере кинопрокату было выделена половина полосы и я подробно рассказывал о всех киноновинках. Плюс делал обзор самых популярных фильмов выходных дней в северамериканском прокате, особое внимание уделяя когда эти фильмы появятся на киноэкранах Хабаровска.
Тогда же ко мне обратилось руководство редакции газеты "Приамурские ведомости". Просьба была предсказуемой: попросили делать обзоры фильмов на телеэкранах на ближайшую неделю. Я согласился, назвав свою рубрику "ТВ-компас". Механизм был отработан годами: во вторник вечером я получал телепрограмму от московских и хабаровских телекомпаний, и к утру среды отправлял готовый обзор по электронной почте в редакцию "Приамурки". Такое сотрудничество продолжалось почти 5 лет. И пусть задержка с выплатой гонорара составляла порой до 8 месяцев (!), меня это совсем не смущало. Главное, как я считал, мои обзоры нужны читателям. Но однажды именно эта многомесячная задержка с выплатами сыграла со мной злую шутку.
Я уже привык, что за обзор, к примеру, февраля, я гонорар получу в октябре - так было всегда. Но вот однажды зайдя в бухгалтерию "Приамурки" к милому бухгалтеру Анечке, с которой мы могли часами разговаривать о путешествиях, я вдруг услышал от нее: "А вам гонорар не выписан!". И было видно, что она сама удивлена не меньше меня. Стали разбираться. И выяснилось такое! До сих пор не могу понять, как в газете, которая претендует на серьезность, могли допустить подобное? В общем, ровно 8 месяцев назад (напомню, что задержка по выплатам моих гонораров составляла именно 8 месяцев) редакция газеты решила, что их издание будет выходить не по четвергам, а по средам. "ТВР" давно уже выходил именно в этот день и "отбирал" львиную долю читателей, которых больше других интересовала в газете именно телепрограмма. А коль выходить надо в среду утром, значит, в типографии печататься необходимо во вторник вечером. Из-за того в газету не попадал мой обзор, присылаемый в среду утром. Вроде бы всё логично. Кроме одного обстоятельства.
Меня НИКТО не предупредил, что мои обзоры больше не нужны. И я более полугода старательно отправлял материалы, их не менее старательно тут же выбрасывали в корзину компьютера и никто ни разу (ни дизайнер, ни редактор) не удосужился сообщить мне больше ненужную работу не делать. Понятно, что после того случая я прервал все отношения с "Приамурскими ведомостями". И передо мной до сих пор никто не извинился! Вряд ли та ситуация послужила уроком для руководства "Приамурских ведомостей", но я после того случая стал более уважительно относиться к авторам, если им поручал какое-либо задание, всегда четко и внятно говорил о предполагаемых сроках публикации. А как можно по другому работать с людьми? И завершая не очень приятную для меня тему сотрудничества с "Приамурскими ведомостями", хочу сказать, что будучи уже руководителем пресс-службы ДВГУПС и разрабатывая рекламные кампании университета, "Приамурку" в список изданий для публикации платных материалов я включал в последнюю очередь. А чаще всего вообще не включал...
Зато с огромным удовольствием я вспоминаю непродолжительный период сотрудничества с газетой «Хабаровские вести». Посотрудничать с печатным органом администрации Хабаровска мне предложила известный хабаровский журналист Марина Дерило. Она тогда работала в этом издании. Марина больших гонораров не обещала,  да я никогда за деньгами и не гонялся. Для начала мне предложили вести еженедельную рубрику «В этот день». Я рассказывал о самых ярких событиях, которые происходили за определенный промежуток времени в разные годы нашей и не только нашей истории. Мне интересно было разные факты «пропускать» через себя и давать свои небольшие комментарии. Потом «Хабаровские вести» мне предложили авторскую рубрику «Со звездами накоротке». В этой рубрике я подробно рассказывал о своих встречах со звездами эстрады и кино. Хорошо помню, какой положительный резонанс у читателей вызвали статьи о Михаиле Шуфутинском, Алле Пугачевой, Валерии Леонтьеве, Александре Розенбауме, Любови Успенской. Все мои материалы выходили в пятничном приложении «Хабаровских вестей». Увы, по финансовым причинам, это приложение в итоге закрыли. Но меня об этом поставили в известность, в отличие от «Приамурских ведомостей», за месяц до этого.  Так что с «Хабаровскими вестями» мы расстались по объективным причинам и расстались друзьями.
В 2004 г. началось мое плодотворное сотрудничество с глянцевыми журналами Хабаровска. Однажды заместитель директора кинотеатра «Маджестик» Денис Копылов пригласил меня на встречу с главным редактором малоизвестного тогда в городе журнала «Лучшее в Хабаровске». Редакция журнала была заинтересована в публикации ежемесячной афиши хабаровских кинотеатров, а без меня Денис не мог принять самостоятельно решение о подготовке обзоров фильмов на постоянной основе. Мы поехали в редакцию, которая тогда располагалась на улице Калина, в помещении АРИДИ – Ассоциации родителей, имеющих детей-инвалидов. Нас встретил очень вежливый молодой мужчина, который оказался главным редактором журнала Евгением Павловичем Лавриным. То знакомство стало началом нашей большой дружбы и с Евгением, и с его женой Ольгой Николаевной Суриковой.
О публикации киноафиши договорились быстро. Евгений тут же предложил мне дать ему интервью о моей недавней поездке на (или всё-таки в?) Украину. Я согласился. Получился очень интересный материал, который помог хабаровчанам совершенно по другому посмотреть на самую близкую (не по расстояниям, а по состоянию души) республику. Спустя некоторое время всё тот же Евгений Лаврин предложил мне взять интервью у актера Александра Балуева. Тот давал пресс-конференцию для журналистов в магазине «КИО-Галей», я был ее ведущим, и мы тем самым «убили» сразу «двух зайцев».
Вот так постепенно я стал постоянным автором журнала «Лучшее в Хабаровске». Интерес моих тем был обширный: кинообзоры, PR-статьи на кулинарные темы, репортажи с концертов и интервью со звездами эстрады и кино, записки путешественника (мне очень приятно, что именно я открыл хабаровчанам удивительный мир Вьетнама и Камбоджи, в то время, когда я побывал в этих странах, об отдыхе там мало кто мог мечтать). А в 2008 г. покойный ныне литературный редактор «Лучшего в Хабаровске» Алексей Никитин предложил мне вести авторскую рубрику. Более 2-х лет она просуществовала, и готовил эту рубрику я с большим удовольствием. Смысл ее был простой. В течение месяца я посещал разные культурные мероприятия и в легкой форме рассказывал о них. Получалась в каждом номере журнала полная картина культурной жизни Хабаровска за минувший месяц.
Вместе с Евгением Лавриным мы придумали немало спецпроектов. Один из них – «Дело вкуса», надолго стал  для нас даже определенным ритуалом.  Раз в месяц мы покупали что-то вкусненькое и пробовали, давая блюдам объективные оценки. Таким образом нами досконально были изучены доставки китайской и японской кухонь, пиццы, пельмени, фаршированные блины, шашлыки. Можете представить, с какой радостью в этом спецпроекте принимали участие наши друзья – кушали ведь все!
Интересной была и серия моих публикаций в «Лучшем в Хабаровске» о новогодних корпоративах. Я наконец-то воедино собрал всю информацию об этих праздниках в нашем городе, что помогло мне, как ведущему корпоративов, по другому на них взглянуть.
После «смены власти» в журнале «Лучшее в Хабаровске» (Евгений Лаврин и его супруга уехали из города), я сотрудничество с изданием не прекратил. Конечно, сейчас моих публикаций там меньше, но они стали выходить «редко, но метко». Одна из моих новых любимых рубрик – «Исповедь». От первого лица я рассказываю разные жизненные истории, которые произошли с моими друзьями.
Вот уже несколько лет неофициальным главным конкурентом журнала «Лучшее в Хабаровске» является «Дорогое удовольствие в Хабаровске». Я очень благодарен редакции этого журнала и лично главному редактору Антонине Шумелиской за удивительный фотопроект, в котором я принял участие на страницах журнала в 2008 г. Мне предложили сняться в образе Раджа Капура, Джека Воробья, Штирлица и товарища Саахова из фильма «Кавказская пленница»! Это была новая рубрика с перевоплощениями, и открыл ее президент «Региобанка» Сергей Гребенюк. Вторым предложили поучаствовать в ней мне.
На сложный грим уходило по 4 часа в день! Мастерство гримера Варвары Фадеевой творило чудеса. Постановкой съемки руководил Сергей Балабан, а фотографировал меня Игорь Чураков. В итоге портреты получились впечталяющие! Особенно получился товарищ Саахов, попадание в образ стопроцентное!


Тогда же в 2008 г. мне предложили сотрудничество с журналом и в качестве журналиста, и поручили взять интервью у руководителя дальневосточного отделения компании «Вымпелком» господина Субатова. Интервью получилось интересным, но работать мне пришлось в совершенно новых для меня условиях. Так как журнал «Дорогое удовольствие» - новосибирский, вопросы сначала были согласованы с новосибирским начальством. А когда интервью было готоов, опять же, в Новосибирске, все блоки в нем поменяли местами. На мой взгляд, целостность и логичность беседы с интересным собеседником пропали. Но заказчик захотел именно такой вариант. Я спорить не стал, но понял, что это – не совсем «мой» журнал, всё-таки творческую свободу терять не хочется. Хотя до сих пор с «Дорогим…» я поддерживаю отношения, периодически появляюсь на страницах журнала как эксперт, а работники редакции с удовольствием принимают участия во встречах с моими студентами в ТОГУ.
С удовольствием я вспоминаю и мое сотрудничество с журналом «Загородный дом». Его бывший главный редактор Антон Анатольевич Конырев предложил вести рубрику «Загородная кухня». И эта рубрика пользовалась популярностью как у читателей, так и у моих друзей. Еще бы! Мы выезжали на дачи, на коттеджи и просто на природу, где готовили разные «походные» блюда. Особенно запомнилась пионерская вечеринка, на которой мы готовили шурпу, пекли картошку и принимали в пионеры тех, кто в силу возраста не успел им стать в советское время.
А как можно забыть  приготовление для рубрики «Загородная кухня» фаршированного сазана в фольге? Это одно из моих фирменных блюд и готовится оно в углях. Мы с вечера решили выбрать какой-нибудь живописный пруд в окрестностях Хабаровска, поймать на удочку сазана (все ведь рыбаки бывалые!) и тут же его приготовить. Но все наши вечерние планы нарушила утренняя погода. С утра дождь не просто шел, он лил как из ведра. Но нет тех трудностей, которые не смогли бы преодолеть одержимые любимым делом люди! Сазана мы купили в магазине, вместо пруда нашли большую лужу в каменном карьере на Воронеже и старательно изобразили, как мы этого сазана поймали в «озере». Потом подробно сняли поэтапно процесс приготовления блюда. Получилось очень вкусно! А журнал в итоге заимел красочный фотоотчет. Это ни в коем случае не был обман читателя! Это, скорее, вымысел. Ведь любой автор имеет право на вымысел, на преувеличения, основанные, как на интуиции, так и на реальных фактах. Но выдумка выдумке рознь. «Солги, но так, чтобы я поверил», — сказано поэтом. Домысливать надо правдиво, чтобы читатель не усомнился. Дело это не легкое, напрямую связанное с чувством меры, с самодисциплиной, со способностью автора самоограничиваться. Я уверен, что фоторепортаж о приготовлении фаршированного сазана – яркий пример качественного вымысла.
Как ни странно, периодически я сотрудничаю и с журналом Fashion Collection. Почему «как ни странно»? Просто от мира моды я очень далек, но в этом журнале пишу статьи о… кухне! Да-да, с удовольствием хожу по разным ресторанам Хабаровска, пробую там изысканные блюда и о своих ощущениях рассказываю на страницах Fashion Collection. Однажды издатели журнала Анна и Евгений Карпусь мне доверили взять интервью у знаменитого фотографа Сержа Головача. Это интервью Головач даже разместил на своем официальном сайте.
Отдельная страница в моей журналистской биографии – сотрудничество с журналами «Дальневосточный энергопотребитель» и «Свое дело». Их издает агентство «Ракурс», которое возглавляют мои друзья Виталий Алексеевич Спицын и Марина Ефимовна Шемчишина. Встречи с какими замечательными людьми мне подарили их редакционные задания! И сегодня я с удовольствием продолжаю сотрудничать с этими журналами.
Были в моей жизни и разовые издания, названия которых я уже и не помню. В 2005 г. Илья Зуев стал издавать журнал о молодежи и предложил мне стать его автором. Сотрудничать было интересно, так как свобода мне была предоставлена полная. Особенно запомнились советы как похудеть, написанные мной от лица… девушки! Увы, и этот журнал долго не просуществовал, финансовые проблемы поглотили его…
Сегодня в основном я работаю с журналом Тихоокеанского государственного университета – «Мой университет». Это редкий случай, когда вуз имеет свой глянцевый журнал. С удовольствие пишу о людях Политена, об интересных событиях. Но никогда не отказываюсь и от других творческих предложений. Я считаю, что в творчестве простоев не должно быть и чем чаще ты пишешь на разные темы, тем сильнее ты становишься как профессионал. Я сегодня, к примеру, легко могу писать статьи на такие разные темы, как культура, образование, строительство, энергетика, кулинария, спорт, малый и средний бизнес, банковское дело, туризим. Но, прежде чем я пришел к такому тематическому разнообразию, пришлось много «попотеть», о чём я совершенно не жалею.

Связано с категорией: Творчество Оставить комментарий
Комментарии (2) Пинги (0)
  1. Спасибо за статью.
    Если возможно, подскажите- где сейчас работает Стукун Лев Степанович?
    Мне также приходилось общаться с ним некоторый участок жизни.
    Спасибо.
    Любовь
    г.Санкт-Петербург

  2. Любовь, около года назад Лев Степанович ко мне обратился за помощью будучи сотрудником газеты «Хабаровские вести» (просил фотографии). Но там ли он сейчас — не знаю…


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.