Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

4Окт/127

ЧЕЛОВЕК, ВЛЮБЛЕННЫЙ В КИНО

Этого человека в Хабаровске знает каждый. Пусть и не всем известна его фамилия, но трудно не обратить внимание на колоритную внешность пожилого человека, который ежедневно широким шагом прогуливается по центральной улице Хабаровска. И совсем не удивительно, что многие с ним почтительно здороваются. Этот человек – живая легенда Хабаровска, доцент Института культуры и искусств, Заслуженный работник культуры РФ, почетный кинематографист России, основатель легендарного клуба «Киноглаз» Эдуард Моисеевич Корчмарев.

Мое личное знакомство с Эдуардом Моисеевичем  началось… с конфликта!  В 1984 г., когда мне уже исполнилось 12 лет, и я считал себя вполне взрослым, именно Корчмарев… выгнал меня из малого зала «Гиганта»! Там  члены «Киноглаза» собирались смотреть фильм великого Федерико Феллини «Ночи Кабирии». «Дети до 16 лет не допускаются! Вы слишком молоды, чтобы понять замысел гения!» - с этими словами Эдуард Моисеевич закрыл передо мной дверь в кинозал. Сегодня ту историю мы с ним   вспоминаем с улыбкой, а тогда мне было совсем не до смеха, и я долго чувствовал себя обиженным. В прочем, как однажды сказал кто-то из великих, «на обиженных воду возят»…

В какой-то степени сама судьба с первых лет жизни свела Эдика Корчмарева и кино. Его родители приехали в Хабаровск из Одессы. Мама - Мария Львовна, была знаменитой модисткой и быстро стала главной закройщицей в ателье Хабаровского крайисполкома. Все первые леди города и края одевались именно у нее. А папа был прирожденным торговцем, и долгие годы возглавлял буфет кинотеатра «Гигант». Нужно ли удивляться, что маленький Эдик, родившийся в Хабаровске в 1935 г., всё  свободное время пропадал именно в кинотеатре, где пересматривал по многу раз одни и те же картины. Другую часть своего свободного времени он проводил в библиотеке Дворца пионеров: там Корчмарев прочитал практически все книги.

Как и все мальчишки послевоенного времени, Эдуард Корчмарев мечтал «выйти в люди»: получить хорошее образование и стать знаменитым. Отец не стал противиться желанию сына поступить в Московский государственный университет (МГУ) и сразу после окончания средней школы повез Эдуарда в столицу. В пути они пробыли ровно 10 суток, успев за это время в окно вагона рассмотреть как небогато жил послевоенный Советский Союз. Их поезд как раз подъезжал к Москве, когда по радио объявили об аресте Лаврентия Берии. Время тогда было неспокойным! А еще это был самый пик антисемитской кампании, которая развернулась еще при жизни Сталина. Одно только дело врачей-убийц чего стоило. Нужно ли говорить о том, что молодой человек с отчеством Моисеевич никак не мог пройти благополучно вступительные испытания в крупнейший вуз страны. Пришлось возвращаться в Хабаровск, где через несколько лет Эдуард Корчмарев окончил филфак местного Педагогического института.

До и после обучения в институте,  где только не приходилось работать молодому Эдуарду - и на стройке, и на заводе станков-автоматов. Но с особым удовольствием он  вспоминает свою трудовую деятельность в должности товароведа крайкниготорга. «Пустили щуку в реку!» - так с улыбкой Корчмарев говорит о том счастливом времени. Потом около года трудился корреспондентом в многотиражной газете Хабаровского политехнического института и опять вернулся в родной уже крайкниготорг. Именно там произошло событие, которое перевернуло жизнь Эдуарда Моисеевича.

Хабаровчане со стажем хорошо  помнят легендарного директора кинотеатра «Гигант» Василия Степановича Бондаря. Он почти 50 лет руководил крупнейшим кинотеатром Дальнего Востока! Пришел на должность директора еще до войны и без преувеличения можно сказать, что знал Эдуарда Корчмарева с пеленок. Именно Бондарь летом 1967 года познакомил Корчмарева со студентом 3-го курса факультета журналистики МГУ Вадимом Раскиным. В то время Раскин проходил практику на Хабаровском телевидении и привнес в провинциальную жизнь нашего города московскую идею о создании киноклуба. Василий Степанович Бондарь эту идею сразу поддержал, но была одна проблема: Раскин в сентябре возвращался на учебу в Москву и нужен был человек, который бы продолжил задуманную Раскиным деятельность киноклуба. И тогда вспомнили про Корчмарева! Первое заседание киноклуба, которому дали название «Киноглаз», состоялось 27 июля 1967 г.  (в этом году киноклубу исполнилось ровно 45 лет).  Тут же режиссером Лидией Яковлевной Славутской  была сделана телевизионная версия этого заседания и о новом творческом объединении узнали все.

Киноклуб произвел эффект разорвавшейся бомбы! Он сразу стал площадкой для дискуссий передовой молодежи Хабаровска, а в центре всех споров и диспутов был именно Эдуард Корчмарев. В течение долгих лет всё некоммерческое кино «проходило» через «Киноглаз». Быть членом клуба считалось модно и почетно.

Особо интересно проходили заседания с участием звезд театра и кино. Тогда каждое лето в Хабаровске гастролировали по несколько недель ведущие московские театры. И их звезды с удовольствием участвовали в работе «Киноглаза» - отнюдь не бескорыстно. Им по линии Бюро кинопропаганды всегда выплачивали гонорары за творческие вечера. И как сегодня вспоминает Эдуард Моисеевич Корчмарев, только один артист отказался от денег. Это был Юрий Мефодьевич Соломин. «Я получил удовольствие от общения со зрителями, а вы мне за это предлагаете деньги?» - удивленно говорил нынешний главный режиссер Малого театра.

Проще перечислить, кого из известных актеров не было на заседаниях «Киноглаза» в Хабаровске, чем вспоминать тех, кто их посещал. Особенно Эдуард Моисеевич Корчмарев подружился с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Они даже некоторое время регулярно друг с другом обменивались поздравительными открытками.

Ну а самым настоящим подарком судьбы Корчмарев считает знакомство с легендарным японским кинорежиссером Акирой Курасавой. Он в 1974 г. снимал в лесах у поселка Корфовский под Хабаровском свой оскароносный фильм «Дерсу Узала», а жил в гостинице «Центральная» на площади имени Ленина. Вот там и познакомился Эдуард Корчмарев с живой легендой мирового кинематографа. «Как будто всё вчера было,  - говорит  Корчмарев, - встречи с такими людьми забыть невозможно».

Перемены в стране в общем и в хабаровском кинопрокате в частности отразились и на «Киноглазе» - тот, «настоящий», постепенно стал достоянием истории. Но говорить о его кончине всё-таки нельзя. Ведь и сегодня Эдуард Моисеевич Корчмарев периодически собирает неравнодушных к кино людей в электронном зале кинотеатра «Совкино», где они  вместе смотрят интересные картины и, что самое главное, продолжают устраивать острые дискуссии. Такие неформальные встречи Корчмарев называет «кинолекториями». Соприкоснувшись один раз в жизни с «важнейшим из искусств», потом  кино уже покинуть невозможно никогда. И жизнь влюбленного до безумия в кинематограф Эдуарда Моисеевича Корчмарева только это подтверждает…

Открытка от Иннокентия Смоктуновского

Открытка от Иннокентия Смоктуновского

Связано с категорией: Кинозаметки Оставить комментарий
Комментарии (7) Пинги (0)
  1. Сергей Николаевич, круто! 🙂 Было очень интересно прочитать.
    Интересно, перед написанием материала, долго ли вы беседовали с Эдуардом Моисеевичем?:) а то он как начнет рассказывать…! :)))

  2. Добрый день, Любовь! Беседовал совсем не очень долго, просто уточнил даты. Я ведь его знаю уже много лет!

  3. Я одноклассница Эдика, думаю, он меня вспомнит. Помогите связаться с ним, хотелось бы узнать от него о наших общих друзьях юности. И где можно приобрести вашу книгу об Эдуарде, кроме интернета?

  4. Я одноклассница Эдуарда. Хотелось бы связаться Как?

  5. Галина, книги об Эдуарде Моисеевиче еще пока нет… А связаться с ним легко, позвоните ему домой — +7(4212) 30-48-76.

  6. Позвонила Эдуарду Моисеевичу. Какой у него юный голос по телефону)))))

  7. Спасибо большое за статью! Вспомнила, как это всё было!


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.