ХУДОЖНИК ЮРИЙ БАШАН: «Я РИСУЮ ДЛЯ СЕБЯ»
Об искусстве можно спорить бесконечно. У каждого из нас свои взгляды и золотую середину в этом вопросе найти невозможно. Но открытие любой выставки дает повод поговорить о том, насколько может быть лаконичен и в тоже время доступен для других художник со своими картинами. Минувший месяц в галлерее «Минус два» прошла выставка работ художника Юрия БАШАНА. Мы встретились с ним, чтобы поговорить не только о его работах, но и о месте хабаровского художника в таком бескрайнем мире искусства.
- Юрий, для меня до сих пор загадка: художник - это профессия или призвание?
- Смотря на сколько глубоко вы хотите познать сущность художника. Да, научиться рисовать человека можно. И проверено: чем раньше начать учебу, тем эффективней она будет. Я в художественной школе учился с 8 лет. Не скажу, что с детства рисовал. Скорее было то, что родители хотели меня воспитать всесторонне развитым человеком. Я ведь и спортом занимался. Но решение родителей отдать меня в художественную школу было обусловлено тем, что я с детства очень хорошо лепил из пластилина разные фигуры. В 4 года я уже мог слепить анатомически правильно мужчину и женщину, животных разных. При этом рисовать я не умел. Но ведь научился! Правда, учиться пришлось и в архитектурном лицее, и в училище искусств. Просто так легко ничего не дается. А что касается призвания... Если оно есть, человек и дальше продолжит рисовать, и это может стать его профессией - то есть делом, на котором он будет зарабатывать.
- В Хабаровске можно зарабатывать хорошие деньги на своих картинах?
- У нас в городе таких людей единицы. Я, например, никогда не начну рисовать, думая сколько смогу заработать на данной картине. Это шаг в пропасть. Это уже не творчество, а скорее конъюнктура. На моей выставке представлены картины, нарисованные еще в начале 90-х. Вот столько времени они у меня на руках и я не делаю попытки их продать. Хотя, если кого-то они заинтересуют, готов рассмотреть варианты. Для любого художника важно, чтобы его работы видели как можно больше людей. А купив картину, человек вряд ли будет ее скрывать от других. Всё равно появится желание продемонстрировать покупку родным и близким.
- Ваши картины очень необычны. В каком стиле вы их пишете?
- Самый постоянный и самый сложный для меня вопрос. Я не думаю, что работы художника нужно делить по жанрам и направлениям. Это всё очень индивидуально. На этой экспозиции представлены мои такие картины. Но есть ведь у меня и совершенно противоположные работы. Поэтому как определить в каком стиле я работаю? Нелегко это сделать. То что вы видите здесь, это скорее авангардизм - то есть что-то новое, неизведанное. На этих картинах всё кажется абстрактным. Но если присмотреться, то можно что-то увидеть для себя. Но пусть характеристики дают искусствоведы - люди, профессионально занимающиеся этим. Для меня главный критерий качества моих работ - это отзывы зрителей. Их оценка очень стимулирует творить дальше.
- Я обратил внимание, что в ваших картинах очень много нанайских мотивов. Это мое ошибочное мнение?
- Наверное, вы правы. Я учился в училище искусств на отделении декоративно-прикладного искусства и работы коренных народов Приамурья изучал. А профилирующим предметом у нас была резьба по дереву. Изучал я нанайские сказки. Так что влияние нанайской культуры не могло не отразиться на моих картинах.
- Под некоторыми картинами есть надпись: "использована авторская техника". Что это значит?
- У меня есть картины, которые созданы совершенно необычным способом. К примеру, я беру картину, нарисованную карандашом или ручкой. Сканирую ее. На компьютере добавляю какие-то штрихи с помощью специальных программ. Потом печатаю то, что получилось на баннерной ткани или холсте. После этого добавляю что-то красками. Как можно охарактеризовать такой стиль написания картины? Это не репродукция картины - добавлено много нового. Это и не фотомонтаж. Вот я всем и говорю: использована авторская техника.
- Вас не раздражает, когда просят пояснить, что у вас нарисовано?
- Если спрашивают, надо пояснять. Начинаешь говорить и ориентируешь человека на какие-то образы. А он уже дальше сам дает свою характеристику моим работам. Это нормальное явление.
- Для художника важно в каких условиях он работает?
- Важно. Любая среда формирует мировозрение художника. Если он живет в большом городе, а не в маленьком населенном пункте, у него работы получаются одного качества. Если у художника есть семья, то картины могут быть более уравновешенными. Если он одинок, то в работах чувствуется это одиночество. По себе знаю, что в разные периоды моей жизни у меня получается по разному рисовать.
- А художник должен быть голодным?
- Должен. На себе проверено. Всегда должно быть чувство неудовлетвореннности, нехватки чего-то необходимого. Тогда ищешь гармонию и картины получаются совершенно другими. А когда всё хорошо, то и стремится не к чему. Но я рисую прежде всего для себя - вот это движет моим творчеством, никогда не старался кому-то угодить, под кого-то подстроиться. Очень важно быть честным перед самим собой.
- А проблемы в жизни можно назвать вдохновением?
- Можно. Ты ведь стараешься решить эти проблемы, что-то доказать и себе, и другим. Вот так рождаются совершенно необычные картины.
Нет обратных ссылок на эту запись.
Оставить комментарий