ХАБАРОВСКИЕ ПОХОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ШУФУТИНСКОГО
Что чувствует артист, посещая тот или иной город через много лет? В первую очередь, волнение - помнит ли его зритель? Во-вторых, появляется желание чем-то удивить новым. Ну и в-третьих всё сделать возможное, чтобы следующий приезд не откладывался на неопределнное время.
Михаил Шуфутинский в Хабаровске не был 9 лет. Хотя начиная с 1994 года приезжал в наш город ежегодно. Интересно, что первым на сцене ОДОРА выступил другой Шуфутинский - Владимир, свобдный брат Михаила Захаровича. Когда "настоящий" Шуфутинский только начинал давать концерты на западе России, его предприимчивый родственник катался по Сибири и Дальнему Востоку, собирая полные залы. В лицо Михаила Шуфутинского тогда знали немногие, поэтому Владимира Шуфутинского принимали как старшего его брата. Но в 1994 году Михаил Захарович приехал в первый раз в качестве звезды российской эстрады и до 1998 г. про наш город не забывал. Правда, один раз за этот период времени он не сдержал свое слово и не выступил в Хабаровске, о чем до сих пор не жалеет. В 1996 г. был большой тур звезд российской эстрады "Голосуй или проиграешь!" в поддержку первого президента России и Шуфутинский был включен в список участников тура. Но Михаил Захарович под разными предлогами старался в предвыборных концертах не участвовать, так как до сих пор считает себя вне политики.
Для меня самым памятным был приезд Шуфутинского в июне 1998 г. К тому времени мы с ним уже были знакомы и он спокойно вопринял мой приход к нему в гримерку за кулисами Театра музыкальной комедии. Он сидел в кресле в белой майке, сильно простуженный, пил горячий чай и всё переживал - как же он будет петь. О фонограмме и речи не могло быть - Михаил Захарович как-то мне признался, что песни ЕГО жанра под "фанеру" петь невозможно - душа уходит... Я поприветствовал больного артиста, пожелал удачи на концерте. Может, это пожелание и помогло артисту. Кашлял на сцене он много, но приступы кашля приходились во время музыкальных пауз, когда петь не надо было. И зрители ничего не замечали, за исключением тех, кто был в первых рядах.
А потом после концерта в Театре музыкальной комедии был еще один - как говорил потом сам Шуфутинский, один из смых необычных в его жизни. Артиста пригласили выступить в... привокзальном ресторане! Да-да, в том самом знаменитом ресторане, который официально именовался "Ерофей", но все хабаровчане его упрямо звали "Гудок". Можно только представить, что стоило тогдашнему руководству ресторана пригласить в свой не совсем приспособленный для выступления зал такого известного артиста. Шуфутинский согласился, за считанные часы была сооружена сцена. И концерт артист дал по полной программе - с балетом, с переодеваниями. Хотя, казалось бы, мог и не выкладываться - всё-таки выступал в ресторане. Но Шуфутинский не из тех, кто строит программу в зависимости от качества концертной площадки...
И вот долгие 9 лет артиста не было в Хабаровске. Он сам главной причиной назвал сначала дефолт 1998 г., который выбил его из колеи на несколько лет (если бы только его одного!), потом были семейные обстоятельства - рождались внуки и заботливый дедушка предпочитал больше времени проводить с ними, а не отправляться в гастрольные туры на Дальний Восток.
Во время его последнего приезда в Хабаровск в августе было видно, что Шуфутинский соскучился по друзьям. А здесь у него их немало. Это и бывший директор Хабаровской филармонии Геннадий Андрианович Потылицын, которого Шуфутинский в определенной степени считает своим "музыкальным наставником" - знакомы они еще с 70-х годов, и хабаровский автор и исполнитель Александр Ковалев.
Михаил Захарович по дороге с вокзала в гостиницу не уставал вертеть головой и удивляться, как изменился Хабаровск за 9 лет. "Уютно тут у вас", - признался он.
Впервые Шуфутинский выступал в нашей "Платинум-Арене". Он приятно был удивлен гримерками спортивно-концертного комплекса: "Здесь может разместиться взвод солдат, а вы меня поселили одного", - улыбался он. Публика артиста встретила тепло, правда, некоторые зрители были удивлены, что Шуфутинский не исполнил полагающиеся "песни на бис". Но певец неоднократно говорил, что не любит эти "довески к концертам" - спел программу, поблагодарил и ушел со сцены, чтобы не томить зрителя.
После концерта по традиции друзья организовали ужин для артиста в одном из ресторанов. Разговор шел обо всём. Михаил Захарович признался, что вот уже 16 лет живет в России, а народная молва его упрямо называет почему-то "американским певцом". Больше времени стал уделять своим внукам: "Они родились в прекрасной семье, правда, самая маленькая внучка - Анечка, об этом еще не догадывается". Шуфутинский признался, что одним из первых стал платить авторам за их песни те суммы, которые они называли: "Устал уже от разговоров, что я якобы ворую песни. За всё расчитался сполна!". Михаил Шуфутинский выразил сожаление, что нет у него больше творческого содружества с Александром Розенбаумом: "Талантливейший человек, но расходует себя на какую-то вечную борьбу непонятно с кем". Крайне был удивлен, когда я назвал Вилли Токарева композитором: "Какой он композитор? Композитор - это Тихон Хренников, а Токарев отличный куплетист". Вообще, отношение к звездам эммиграции у Шуфутинского неоднозначное. В свое время он помогал записывать первые альбомы Любови Успенской, Михаила Гулько, Анатолия Могилевского. Но они об этом сегодня как-то предпочитают не вспоминать...
Запомнился еще один эпизод. В ресторане выступал местный артист. Шуфутинский был единственный, кто его слушал очень внимательно. "Я сам много лет пел в ресторанах и знаю, каково артисту петь для жующей публики. Внимание ему необходимо", - пояснил знаменитый певец.
Ужин надолго не затянулся. Рано утром Михаил Шуфутинский улетел в Москву, а вечером уже выступал в Нижневартовске - гастрольный график напряженный. Он обещал обязательно приехать в Хабаровск в следующем году, ведь в 2008 г. Шуфутинский будет отмечать юбилей - ему исполнится 60. А в юбилейные дни всегда хочется быть с друзьями.
Газета "Хабаровские вести", 2007 г.
Нет обратных ссылок на эту запись.
Оставить комментарий