Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

21Авг/110

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: «ГЛАВНОЕ В АРТИСТЕ — ЧЕСТНОСТЬ»

В конце мая в рамках празднования двухлетия радио «Ретро FM» в Хабаровске состоялся концерт легендарного питерского автора и исполнителя Александра Розенбаума. «Я прошел школу Ленконцерта и халтурить не умею», - сразу признался Александр Яковлевич. И неудивительно что его 3-часовой концерт пролетел как один миг. В программе было всё – и любимые всеми старые песни, и совершенно новые композиции. И было еще удивительное родство душ артиста и сидящих в зале зрителей. А после концерта состоялся наш обстоятельный разговор с Александром Розенбаумом.

Александр Яковлевич, недавно в результате проведенного опроса, вашей лучшей песней среди слушателей радио «Ретро FM» был назван «Вальс-бостон». А вы какую из своих песен  считаете самой лучшей?

Здесь не может быть однозначного ответа. Песни – они как дети. Какого ребенка мы любим больше всего? Того, кто родился последним. Вот и в творчестве больше переживаешь за ту песню, которую написал недавно и которая только начинает свои первые шаги. Наверное, нужно говорить о главных песнях, о тех вещах, которые сделали меня знаменитым. Среди таких главных и «Вальс-бостон», и «Гоп-стоп», и «Черный тюльпан», и казачьи песни.

Ваши коллеги рассказали, что в этом гастрольном туре вы уже написали новую песню…

Пока только мелодия родилась на вашей дальневосточной земле когда я ехал в поезде и смотрел на бескрайние просторы. Поверьте мне – мелодия получилась очень красивой. Сегодня ночью в гостинице планирую взяться за стихи. Не знаю пока что получится.

Какими чертами должен обладать молодой артист, чтобы вы взялись ему помогать? И нужно ли это вообще вам?

Мне это нужно! Но прежде всего я должен понимать, видеть, что молодой человек не работает на ежесекундный успех. Я не люблю слово «толпа». Толпа – это народ, это мы с вами. И у толпы есть более возвышенные чувства, и более низменные. Те и другие можно будить. И когда я вижу, что артист начинает потворствовать низкому уровню толпы, мне это не близко, такому человеку я помогать не буду. Но если я вижу, что человек работает надолго, на перспективу (я не говорю о таланте – он подразумевается само собой), он желает учиться, трудиться, не стремится обманывать публику, тогда мне с ним есть о чем поговорить. И не исключено, что он получит от меня реальную помощь. Главное для меня в артисте – честность.

Почему вы так не любите на концертах петь свои старые песни? Ведь они по-настоящему любимы зрителями и уже прошли проверку временем…

Но мне грустно и скучно исполнять одно и то же. Я ведь творческий человек и не могу петь одно и тоже всю свою жизнь. Мне же нужно развиваться. У меня не бывает такого, что я, к примеру, проснулся и говорю себе: «Сейчас напишу для солдат, а завтра для студентов, а послезавтра для воров». Я пишу то, о чем думаю в данный момент. Но я иду с музыкой во времени и стараюсь развиваться, ведь предела совершенству нет. Когда только человек решил, что он может почивать на лаврах как творческая личность он перестает существовать и может смело отправляться на пенсию – я так думаю. Человек обязан развиваться. А развиваться идя на поводу у публики нельзя. Представьте себе, что я сейчас в свои 58 лет делал тоже самое, что делал в свои 25 – это было бы по меньшей мере глупо и смешно. Тогда нужно самому идти в психушку и сдаваться психиатру. Свою публику я очень уважаю, но никогда не шел у нее на поводу. Людям должно быть интересно идти по жизни вместе с артистом всё дальше и дальше.

Вас очень сложно представить сидящим в кабинете и ожидающем Музу…

Муза бывает и кабинетная, и вагонная, и гостиничная. Но дома у меня есть свое рабочее место, где я с удовольствием сочиняю. Но Муза никогда не сядет вам на плечо, если вы не трудитесь. Она дама капризная и лентяи ей неинтересны. Муза садится только на рабочего человека. Сначала – труд, потом – вдохновение. Вдохновение приходит только к трудящемуся.

А вы можете сразу определить насколько будет популярной и народной ваша новая песня?

Да. Это как раз тот момент когда всё совпадает. И если я произведение пишу не более часа, значит можно быть уверенным, что песня сразу уйдет в народ. Но у меня есть такие песни над которыми я работал годами. «Бабий яр», к примеру, я писал 8 лет. И сейчас у меня есть незаконченные произведения, которым 15-20 лет. Такие песни сразу к людям не уходят, они требуют соответствующего настроя, подготовки для восприятия.

Вам не кажется, что с годами у вас всё больше появляется трагических песен?

Нет, наоборот, у меня появляется больше романтических песен. Почему так происходит? Наверное, драться стал меньше. Раньше я лез в кучу,  рубаху рвал на груди что-то доказывая. А к сегодняшнему дню я нарвал такое количество верхней одежды, что даже устал от этого и смотрю на это по-другому. Если говорить медицинскими терминами, то раньше у меня было много хирургии, а сегодня предпочитаю профилактику заболеваний. Поэтому я сегодня больше романтик, чем борец.

Что вас раздражает в людях в первую очередь?

Человеческую зависть. Она не поддается лечению и может поразить человека в любом возрасте. Она как раковая опухоль, но только появляется в душе человека и начинает поражать все нравственные органы человеческого организма. Из-за этого человек морально быстро погибает.

Вы всё также не любите свои песни причислять к жанру «русского шансона»?

Нет такого жанра! Как нет японской горилки, нет украинской сакэ… Шансон есть во Франции, в России его быть не может. У нас может быть русский фольклор, русская народная песня, но никак не шансон.  А жанр в котором работаю я без лишней скромности называю «Розенбаум». Не потому что я такой крутой, а потому что меня действительно нельзя поместить ни в один музыкальный жанр. Я пишу и рок-музыку, и вальсы, и блюзы, и джаз, и блатняк – как всё это разнообразие можно назвать одним словом? 

8 месяцев в году вы на гастролях. Заметили, что в России стали жить люди хуже или все-таки идет больше истерии по поводу кризиса?

Это очень сложный вопрос, ему можно посвятить целую беседу. Могу лишь с уверенностью сказать, что у вас -  у современных молодых людей, дорога открыта полностью. Было бы желание творить и что-то делать. А у ваших детей свободы выбора будет еще больше. Сегодня гораздо больше зависит от самого себя, чем от государства. Но появились другие вещи, которых не было в годы моей молодости – разобщенность людей, недоброжелательность друг к другу, стало меньше улыбок. Меня удручает усиление административного начала сегодня, я против возвращения «телефонного права», когда по телефону можно «настучать» «куда надо» на своего соседа, не одобряю появления партийной иерархии. Сегодня всё больше правят деньги, а не духовные ценности. Это всё плохие симптомы. Но несмотря на это нельзя отрицать, что именно сегодня будущее человека зависит именно от него. Очень многое человек может сделать сам – было бы желание что-то изменить к лучшему в своей жизни. 

2009 г.

Связано с категорией: Музыка Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.