ПОЧЕМУ В ФУЮАНЕ НЕТ ХИНКАЛИ, ИЛИ КАК Я ЗАКРЫЛ ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕЗОН В КИТАЕ
Каждый год с наступлением октября я начинаю суетиться. И суета связана с тем, что скоро закончится навигация на Амуре, а, значит, до следующей весны я останусь без моего любимого китайского приграничного города Фуюань. Сам по себе город – это улицы и дома, рестораны и магазины, бани и массажные салоны. Их отсутствие в жизни можно легко пережить. А вот без друзей, которых в Фуюане у меня много, прожить нелегко. Поэтому каждый год в начале октября я, на время забросив все свои дела (которые, как известно, всё равно все не переделаешь), отправляюсь в Фуюань.
Постоянные читатели моего сайта мне могут возразить: мол, теперь можно и зимой приезжать в Фуюань! Можно, но совсем не хочется, учитывая условия, в которых надо ехать. 8 часов пути по заснеженным дорогам в трясущемся автобусе меня совсем не привлекают. Широко разрекламированный мост на остров Большой Уссурийский так и бездействует. Обещанные авиаперелеты тоже канули в лету. Остается один проверенный способ перемещения – родные теплоходы «Лунтан» и «Полесье». 1 час 20 минут в пути – и ты на гостеприимной китайской земле.
В крайний раз в Фуюане я был в июне 2015 года. Прошло вроде бы всего три месяца, а какие изменения! И главное из них: обилие граждан КНР на теплоходе. Нас, россиян, было всего 22 человека. Остальную половину теплохода занимали китайцы с огромными баулами. Они возвращались после шоп-тура из Хабаровска (еще пару лет назад эта фраза звучала бы дико) и везли домой российские товары. С учетом нынешнего курса юаня и рубля (а в день моего отъезда он был 10,1) товары сейчас китайцам выгодней покупать в России. Вот и везут граждане Поднебесной золото, шоколад, «Чоко-пай», сливочное масло, сухое молоко: этот товар пользуется особой популярностью.
Что еще интересно отметить: очень многие китайцы вполне неплохо говорят по-русски…
В этот раз в путь я опять отправился один. Увы, стали достоянием истории те счастливые времена, когда мы выезжали в Фуюань компанией по 10-15 человек, и был самый настоящий конкурс за право поехать с нами. Сейчас мне опять никого из друзей и знакомых не удалось уговорить поехать со мной: у всех стандартный ответ – «Дорого!».
Дорого, а что поделаешь? Путевка от 4500 до 5500 руб. в зависимости от дня недели и уровня отеля (над «помогайками» с дешевыми путевками таможенники почти одержали победу), и в самом городе нужно оставить немало денег с учетом нынешнего курса рубля к юаню. Но если постоянно жаловаться на дороговизну жизни, можно в итоге и всю эту жизнь не заметить…
Не буду повторяться и вновь рассказывать как и почему меня задержали на границе: все подробности в предыдущем очерке.
Выйдя «на свободу», на привокзальной площади я вновь увидел толпу китайцев, активно раздававших рекламные листовки. А ведь предыдущий мэр Фуюаня так яростно боролся с такими «приставалами» и ведь почти победил. Но после смены власти всё вернулась на круги своя. Скажу даже больше: теперь китайцы в наглую пробираются и в автобусы с русскими туристами, чтобы там вести «доверительные» разговоры на тему где и что лучше купить в Фуюане. Полиция местная на всё это смотрит с полным равнодушием…
Меня по традиции окружили мои китайские друзья: Сережа-чай, Эдик-обувь, Андрей-шубы, Миша-дружба, Леша-бандит. Мы с ними обнялись. Андрей-шубы тут же сказал, чтобы я шел на ужин в ресторан к Максу: «Он тебя ждет и обещал кормить бесплатно».
5 минут в пути и наш автобус остановился около отеля. Сначала я хотел остановиться в самой лучшей гостинице Фуюаня – в «Драконе». Но так как я предпочитаю жить один в номере, всегда за 2 ночи доплачиваю 100 юаней. На этот раз хозяин «Дракона» запросил аж 360 юаней доплаты! Это почти 4 000 рублей!
Понимая, что размер его наглости не знает пределов, я поселился в другом отеле – на 5 этаже новой гостиницы. Там гостеприимный хозяин взял также, как и всегда, 100 юаней доплаты, я получил в свое распоряжение номер с двуспальной кроватью.
Дежуривший на ресепшене китайский паренек всё намекал мне, что может помочь использовать эту двуспальную кровать по прямому назначению (показывая большой список номеров телефонов своих подружек), но я так и не понял, что он от меня хотел…
Впервые по телевизору в номере можно было смотреть российские каналы. Правда, это были ТНТ и НТВ – сами понимаете, какого качества там программы. Я даже посмотрел чуть-чуть «Дом-2» и был в шоке от передачи: почему этот бред до сих пор не убрали из эфира?
Стены коридоров в гостинице украшены фотографиями из фотосалона "Оля-фото".
И представляете, как я был рад, когда около своего номера увидел фотографию нашего знаменитого хабаровского танцевального дуэта "Визави"!
Покидая гостиницу, я услышал от администратора пожелание пойти на ужин к Максу: «Он тебя будет кормить бесплатно!».
В Фуюане уже у меня есть свои традиции. Одна из них: заказ новых очков в салоне оптики у Саши. Вот и на этот раз я заглянул в его непривычно пустой салон. Встретил он меня как старого знакомого, мы даже обнялись (но целоваться не стали!).
Я попросил подобрать мне новую оправу. Саша подобрал, заодно проверил зрение: вот уже пару лет оно у меня стабильное, минус полтора. Но когда Саша сказал, сколько стоят очки, я просто обалдел: 3500 рублей! Это когда такие были цены? Я всегда покупал у него очки не дороже 500 рублей! Но Саша стал жаловаться на мировой кризис, на Обаму и Порошенко, на курс юаня и рубля. Стали торговаться.
- Людей нет, - жаловался Саша, - ты сегодня первый!
- Значит, первому покупателю – скидка! Так положено в Китае, - парировал я.
- Так время уже семь часов вечера! Первый покупатель должен быть с утра!
После долгих переговоров я купил у Саши очки за 1500 руб. При этом пообещал никому не рассказывать об этой цене. И пока свое обещание сдерживаю…
На прощание Саша мне сказал… идти на ужин к Максу: «Он тебя угощает!», - сказал Саша. Это ж что же такое? Почему весь Фуюань знает, что Макс меня угощает?
По пути в ресторан к Максу я зашел к своей подруге – к Любе-шторы. Вот уж кто всегда меня рад видеть!
У меня собой была бутылочка пива «Харбин», и я решил Любу угостить. Но под рукой не было у нее стакана.
Тогда она взяла 2-литровую банку, я налил пиво туда, и Люба с удовольствием выпила за дружбу.
И вот я наконец-то дошел до ресторана «Макс». Зашел и… не узнал его! Ни одного русского туриста! За столиками сидели одни китайцы. У ресторана пропал привычный лоск, убрали даже фирменную посуду, которой этот ресторан всегда отличался. Китайцы прямо в зале курили, при этом мусор бросали на пол, не переставая при этом еще и плеваться. Да, контраст между старым рестораном и новым был яркий. На память о том, что здесь когда-то кипела жизнь у русских туристов остались только фотографии на стенах.
И мне стало так жаль, что былая слава этого яркого ресторана осталась в прошлом…
Макса на месте не было – он в этот вечер встречал делегацию Федеральной службы исполнения наказаний из Хабаровска, и тусил с ней до глубокой ночи.
Но в ресторане были его жена Лена (мы с ней обнялись) и переводчик Харитон (с ним мы обменялись крепким рукопожатием).
Лена показала мне линейку заготовок для китайских блюд и два больших чана, в которых варилась какая-то жидкость.
Блюд для русских туристов уже нет, но мне пообещали приготовить всё, что захочу.
Я попросил для начала морепродукты на чугунке. Лена радостно закивала, отдала заказ на кухню, откуда через 10 минут вынесли… тарелку с бульоном, в котором плавали куски говядины и… креветки!
Лена при виде этого блюда была счастлива! Хорошо, что из туалета вернулся Харитон и помог перевести то, что я хотел попробовать.
Вскоре появились на столе и морепродукты на чугунке. Хотя, бульончик я похлебал с удовольствием тоже.
Попросил я приготовить мне и мою любимые баклажаны с чесноком. Мне очень в них нравится, что их поливают каким-то соусом, внешне похожим на майонез, но по вкусу являющийся чесночной заправкой. Очень вкусно!
Вынесла Лена и жареную рыбу, название которой по-русски не знал даже Харитон (может, подскажете, что это за рыба?).
За вечерней трапезой поговорили с Харитоном о жизни. Но во время разговора у меня крутилась в голове мысль: «Как же они узнают, что Макс меня угощает?». Увидев мои сомнения и догадавшись о чем я думаю, Харитон сказал:
- Ужин – подарок от Макса!
И когда я уже уходил из ресторана, по традиции, Лена мне вручила подарок – пакет с пивом! Умеют всё-таки принимать дорогих гостей в Фуюане!
После сытного ужина я отправился в баню, которая манила огнями.
По пути заглянул на главную площадь, где традиционно китайцы всех возрастов танцевали.
В бане народу было немного. Я заказал не просто чистку тела, но и еще массаж с медом и молоком. Помяли меня отлично!
Распаренный я вышел в раздевалку, где меня окликнул какой-то голый китаец:
- Хамзин?
Я кивнул.
- Не узнаешь?
Без одежды я не узнавал этого корефана.
- Я же хозяин гостиницы, где ты живешь?
И для доказательства он надел очки. Теперь я его узнал!
Мы сфотографировались на память (одетые!) и я пошел… на ужин! А чего вы хотели? После бани у меня всегда зверский аппетит…
Поужинать я решил в пельменном ресторане. Тоже заведение, рассчитанное на китайцев, поэтому их было в ресторане немало. Но есть и меню на русском языке.
Из более 20 видов пельменей я выбрал пельмени… с говядиной и креветкой. А что? Суп с говядиной и креветками я уже пробовал, почему бы не поесть с такой начинкой пельмени?
В процессе поглощения вкуснейших пельменей (за них и за бутылку пива я отдал 15 юаней) поговорил с администратором.
Спросил, почему у них нет в меню хинкали – всё равно ведь пельменный ресторан. Он не понял о чем я говорю. Тогда я ему в телефоне показал фотографии хинкали из хабаровского кафе «Мимино-2». Увидев фото, администратор искренне удивился:
- А как эти большие пельмени можно есть? Это же неудобно!
Я стал на пальцах показывать как правильно есть хинкали. Но администратор так и не понял, в чем преимущества таких больших пельменей…
На прощание сделали фото со всем дружным коллективом пельменного ресторана...
На следующий день рано утром я отправился на рынок. Тем более спать всё равно не давали крики русских туристов, отъезжавших ранним утром домой. И почему народ не понимает, что в гостинице вообще-то живут другие люди, которые хотят отдохнуть?
По дороге на продовольственный рынок обратил внимание, что на заборах рынка вещевого повесили картины с китайскими пейзажами. И никто ведь их не ворует, не портит! Просто красота! И почему у нас такое невозможно?
На промышленном рынке заглянул к своей подруге Лене, которая торгует алкоголем. Купил у нее в свою домашнюю коллекцию коньяк в бутылке, сделанной в виде... черепа! Такой еще у меня не было!
Поход на фуюаньский рынок я обожаю! Там царит приятная торговая суета.
На прилавках – всё самое свежее: от овощей до мяса.
Холодильников для мяса нет, так как его туда завозят именно столько, сколько готовы купить.
Тут же жарят аппетитные хычины и булочки.
На асфальте - море еще живой рыбы.
В общем, настоящая рыночная суета.
При этом никакой агрессии, все друг другу улыбаются.
На одном из прилавков увидел в продаже вязаную шапочку с отверстиями для глаз и рта. Но что-то никто ее не покупал. Хотел я купить, но не стал рисковать: что я поясню китайским таможенникам, если они у меня увидят такой товар?
В тот момент, когда я изучал конфетные ряды на рынке, услышал голос:
- Хамзин! – окликнули меня.
Обернулся. Макс!
Мы обнялись. Макс тут же сказал, что ждет меня на обед у себя в ресторане:
- Макс угощает! – сказал он при этом волшебную фразу.
Как вы думаете, куда я пошел на обед? Правильно, к Максу! В эпоху кризиса надо уметь экономить.
Макс сам лично сварил для меня бараний суп.
Принес пищевую перчатку – именно такие выдают в Хабаровске в кафе «Позная», когда подают позы и хинкали.
В ресторане у Макса перчатка нужна, чтобы держать баранью кость и срезать с нее мясо.
Еще Макс поставил китайский вариант нашего холодца. Но без горчицы он был совсем невкусный.
Я еще попросил приготовить мне баклажаны с мясом и яичницу.
Яичницу мне пожарила Лена, а в процессе приготовления баклажан принял участие я сам.
Получилось вкусно! В ресторан зашла большая компания китайцев. Макс пояснил, что это – строители, и у них здесь что-то вроде нашего корпортива. Корпоратива? А перед ними неожиданно оказался ведущий корпоративов, то есть я!
Быстро договорились о цене вопроса, и я начал говорить тосты. Говорил красиво (по другому не умею), каждый заканчивал словом «камбэй».
Китайцы были в восторге!
После обеда я отправился погулять в лес.
Обожаю осенний лес под Фуюанем, особенно хвойный участок. Воздух там волшебный! Я бродил по деревянным тропинкам и дорожкам из плитки, думал о вечном и осознавал, что жизнь всё-таки удалась…
После прогулки по лесу меня сразил крепкий сон в отеле, после которого оставалось только время на вечернюю прогулку и на ужин.
Перед ужином зашел в кафе «Встреча» попить кофе с пирожным (отдал 50 юаней!). Хотел сходить на массаж к Антонине, но понял, что мне вполне было достаточно вчерашнего массажа в сауне. Всё-таки решил лучше лечь пораньше спать, чтобы с утра быть бодрым для отправления домой…
Очередная поездка в Фуюань завершилась. Жаль, что город постепенно теряет очарование «рая для россиян» и всё больше превращается в настоящий китайский.
Туристов из России мало, рестораны для русских простаивают, торговые центры пустые.
Есть лишь народ только в местных супермаркетах, но и там в основном затариваются китайцы.
Меня там удивила стоимость местного пива – 1.80 юаней, это примерно 20 рублей! 20 рублей!!!! За бутылку, которая в Хабаровске стоит не менее 130 руб. И откуда такая накрутка?
Сравнил я также стоимость других товаров и хочу сказать, что действительно многие из них у нас в Хабаровске стоят дешевле. Понятно, почему китайцы так полюбили наши магазины…
Наконец-то в центре Фуюаня появились банкоматы! Теперь нет проблем с обналичиванием денег.
Порадовали меня уютные автобусные остановки.
Поставили и весьма симпатичные мусорные баки, сделанные прямо в рекламных тумбах.
Расстаюсь с Фуюанем до весны. Каким он будет в следующем году? Сказать трудно. Но я туда еще обязательно вернусь!
Спасибо туристической фирме «Фортуна» и лично Савельевой Анжеле Александровне за организацию тура в Фуюань (тел. 202-361). Отдельное спасибо руководителю группы Екатерине за заботу и внимание.
Нет обратных ссылок на эту запись.
Октябрь 6th, 2015 - 18:15
Да, видимо мои заметки с прошлогоднего посещения Фуюаня будут совсем не актуальны сегодняшней ситуации 🙂
Октябрь 6th, 2015 - 18:55
«…И суета связана с тем, что скоро закончиться навигация на Амуре…» , ну откуда же тут мягкий знак?))
Октябрь 6th, 2015 - 19:04
Андрей, пусть заметки не актуальны, но ведь всё равно интересны…
Октябрь 6th, 2015 - 19:58
Сергей, банкоматы в Фуюане уже давно.
Октябрь 6th, 2015 - 21:40
drTr0jan, давно то давно, но было одно большое НО… Карты Сбербанка принимали единицы и их еще надо было поискать! Сам помню, как постоянно мучился бегая по городу в поисках заветного банкомата (в последний раз — в июне этого года)… А тут прямо в центре — в здании нового универмага, аж три! И комиссия за снятие копеечная!
Октябрь 6th, 2015 - 21:41
Дело доходило до смешного: в один раз получается обналичить карту Сбербанка, а в следующий раз ЭТОТ ЖЕ банкомат по китайски пишет что-то типа «не поддерживаю карту»!
Октябрь 6th, 2015 - 23:58
трижды снимал в одном и том же. всё гуд
Октябрь 6th, 2015 - 22:52
а я знаю где хинкали есть в Фуюане
Октябрь 6th, 2015 - 23:57
Не соглашусь в некоторых аспектах.
Ну к примеру, жизнь там кипит. В сентябре были, в ресторане дважды сидели, русские заходят каждые 15 минут, мест нет. В сковородке, всё забито. Так что говорить, что там упал спрос… Макс действительно переориентировался, это было уже в июле, как бы не раньше.
Ты ничего не написал про дамбу и новую площадь на набережной, видимо не дошел. Очки мы с тобой уже обсуждали в начале сезона 🙂 В супермаркет и я постоянно хожу, там для себя домой всё покупаю. И еще я рад, что город становится именно китайским! В это раз мы прошлись по не туристической зоне. Это интересно, красиво и приятно даже для самих жителей. Около школы мы даже застряли с тинейджерами местными, которые очень хотели с нами фото. Каждый по отдельности и толпой. 🙂 В общем город развивается, и это отлично! А про мост… это конечно печаль. Так бы через выходные ездили!
Октябрь 8th, 2015 - 11:34
А я в этот год пропустил поездку… И не сколько из-за дороговизны (хотя и это немаловажно), сколько из-за отсутствия попутчика.