Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

11Сен/200

ВАГОН-РЕСТОРАН: ВКУСНО В ПУТИ

Еще продолжались бои на фронтах Великой Отечественной войны, а в пассажирском поезде дальнего следования Москва - Хабаровск открыли вагон-ресторан!

Кто-то скажет, что это - мелкое событие не достойно упоминания в книге об истории хабаровского общепита. Но в столь ответственном деле, как организация общественного питания мелочей быть не должно. Тем более, когда речь идет о снабжении горячей пищей пассажиров поездов дальнего следования…
15 июля 1944 года из Москвы в Хабаровск впервые (с довоенных лет) отправился пассажирский поезд с вагоном-рестораном. Было в нем 48 посадочных мест. Это потом, когда по проекту в вагоне-ресторане появилась барная стойка, количество посадочных мест было сокращено до 32. Третью часть всего пространства занимала кухня. В ней стояла довольно большая 4-комфорочная печь, которая долгое время топилась исключительно углём.
Система вагонов-ресторанов в СССР была развита еще до войны, но их имели только поезда, находящиеся в пути более суток. График работы был почасовой (обычно не более 12 часов в сутки, по ночам вагон-ресторан закрывался). В конце 30-х в советской прессе была развернута рекламная кампании вагонов-ресторанов. Именно тогда по инициативе "главного специалиста по еде в СССР" Анастаса Микояна шёл процесс активного замещения прежнего порядка - организованного питания пассажиров на стоянках на станционных буфетах. Вместо такого питания (буфеты на станциях) и внедрялись вагоны-рестораны. Сперва в СССР такие вагоны появились на курортных направлениях, а в конце войны и в поездах дальнего следования.
В вагоне-ресторане, что был в поезде Москва-Хабаровск с июля 1944 г., меню отличалось скромностью: два-три супчика, по четыре-пять наименований горячих и холодных закусок. Цены большинство пассажиров воспринимали как сильно завышенные. Однако пустым вагон-ресторан простаивал редко, спрос на обеды и ужины был высок. А чему удивляться? В поезде было несколько сотен пассажиров, а вагон-ресторан - один. Да, на станциях можно было прикупить что-то из домашней снеди, но цена на нее не сильно была ниже ресторанных блюд: время было тяжелым, провизии едва хватало самим, что уж тут говорить о продаже ее для пассажиров поездов дальнего следования…
Объективности ради нужно сказать,что цены в вагонах-ресторанах четко регламентировались. Вот что об этом было сказано в Постановлении Совета народных комиссаров СССР №748 от 21 июня 1944 г. "О работе вагон-ресторанов и буфетов на важнейших железнодорожных и воздушных магистралях Союза ССР": "Продажу в вагон-ресторанах, купе-буфетах и буфетах в аэропортах производить по ценам и в ассортименте, установленном для ресторанов II разряда Главособторга". С желающими цены завысить и на этом нажиться поступали "по законам военного времени"…
В том же 1944 г. согласно этому Постановлению №748 на станции Хабаровск-1 была создана продовольственная база для обеспечения бесперебойного снабжения вагон-ресторанов, купе-буфетов и буфетов (всего таких баз было по стране создано 26, ближайшая к Хабаровску была во Владивостоке). К базе было прикреплено 2 автомобиля - ГАЗ-АА и ЗИС-5. Интересно, что на этой базе запас продовольственных товаров в ассортименте обязательно должен был быть двухмесячным.
И еще немного цифр. В 1944 г. на все вагоны-рестораны в СССР на один квартал выделялось: 80 тонн мяса, 70 тонн круп и муки, 17500 литров алкогольных напитков (из них только водки 15000 литров), 4 тонны кофе, по 1 тонне чая и какао, 50 миллионов папирос и 40 ящиков спичек.
Были свои нормы на квартал и по посуде для всех вагонов-ресторанов страны: 32500 тарелок, 2000 салатниц, 7000 водочных рюмок, 5000 фужеров, 2000 бокалов для шампанского, 20000 чайных стаканов…


Мои первые личные воспоминания с вагоном-рестораном связаны с работой проводником именно поезда Хабаровск - Москва - Хабаровск. Летом 1991 и 1992 года мне активно приходилось бороздить просторы Родины, и мой пассажирский вагон всегда был рядом с вагоном-рестораном, что было очень удобно. Хотя, первое мое знакомство с вагоном-рестораном и его персоналом было явно недружелюбным…
Август 1991 г. (да-да, тот самый августа того самого года: путч ГКЧП я встречал в Москве!). Моя первая поездка в качестве проводника. Рядом с моим вагоном - вагон-ресторан, директором которого был оставшийся жить в Хабаровске после службы в советской армии азербайджанец Физули Алгусейнов (да-да, тот самый знаменитый сегодня в городе фермер и ресторатор дядя Физули!). Друг друга мы не взлюбили сразу. А виной тому была… водка! И не потому, что он - азербайджанец, а я - татарин, были категорически против спиртных напитков. Мы справедливо опасались, что каждый из нас будет мешать друг другу продавать водку пассажирам и на станциях. А деньги этот бизнес приносил огромные! Судите сами: 1 бутылка водки по себестоимости стоила около 10 рублей (нам ее привозили ящиками прямо к поезду), а продавалась в пути по 50 рублей (в Забайкалье и вовсе по 60 руб. - там проживало особо много желающих выпить). Но уже первые сутки в пути показали, что никто никому не мешает: спрос на водку был такой огромный, что уже через 3-4 суток и я, и вагон-ресторан распродавал всю водку! Разногласий не стало и с Физули Алгусейновым мы подружились. Он кормил меня в своем вагоне-ресторане с большой скидкой (я обожал там питаться: сядешь кушать на одной станции, а закончишь трапезу - на другой: романтика!). А если я уставал от ресторанной пищи, любезно разрешал на кухне вагона-ресторана мне готовить что-нибудь вкусненькое для себя…

Связано с категорией: Кухня Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.