Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

14Ноя/180

ТОП-10 МОИХ САМЫХ ЯРКИХ ПУБЛИКАЦИЙ

К любому юбилею всегда принято подводить промежуточные итоги. Это хороший повод проанализировать сделанное, задуматься о планах на будущее. 3 апреля 2019 г. исполнится 30 лет со дня начала моей профессиональной журналистской деятельности. Именно в этот день была первая публикация моей заметки в газете "Молодой дальневосточник", за которую я даже получил гонорар - 9 рублей 20 копеек. За три десятка лет активной творческой деятельности публикаций было сотни! И решил я накануне юбилея составить свой топ-10 - список публикаций, которые я лично считаю самыми лучшими...

  1. СОВЕТЫ ОТ ИМЕНИ ДЕВУШКИ

На рубеже 90-00-х годов в Хабаровске издавался молодежный глянцевый журнал "Тема". Меня пригласили стать одним из авторов. Тематика публикаций была привычной для меня: кино, отдых, развлечения, путешествия. Но вот однажды главный редактор журнала Илья Зуев предложил мне сделать необычный материал: написать статью об эффективных методах похудания, но от имени... девушки! Задание мне показалось очень интересным.

Я, честно говоря, в диетах и  тогда, и сейчас, ничего не понимал, считаю, что лучшая диета: меньше жрать. Но задание было получено и я стал думать, как неформально и интересно подойти к статье. Я просмотрел огромное количество сайтов, посидел несколько дней на форумах, посвященных методам похудения.  Вы не представляете, как у меня закипела работа! Я и не ожидал, что подзарядившись на женских форумах в Интернете, я смогу писать и думать как представительницы прекрасной половины человечества. Тем материалом я горжусь до сих пор. Все, кто читал статью, даже не догадывались, что женские откровения были написаны мужчиной.

  1. В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ СО ЗВЕЗДОЙ "ШИРЛИ-МЫРЛИ"

В 1995 г. вышла комедия Владимира Меньшова "Ширли-мырли", после чего проснулся знаменитым актер Валерий Гаркалин. Летом 1997 г. 43-летний актер в составе труппы "Театра Д" (театра Армена Джигарханяна) приехал на гастроли в Хабаровск. Театр показывал не антрепризы, а полноценные постановки, так что актеры жили в Хабаровске почти неделю. И вот в один из дней после спектакля я решил взять интервью у Гаркалина непосредственно у него в гостиничном номере. Журналисты понимают весь кайф от общения с героем один на один, когда рядом нет коллег из других СМИ и времени достаточно поговорить обо всём интересном.

На ресепшене гостиницы "Центральная" со мной любезно поделились информацией  в каком номере проживает артист. Я поднялся на 3-й этаж, постучался. Тишина. Еще раз постучался. За дверью услышал, что кто-то встаёт со скрипучей кровати. Приоткрылась дверь, и я увидел лохматого, не отошедшего от сна, Гаркалина в нижнем белье.

Представился, попросил об интервью.

- Пожалуйста, проходите! - сказал Валерий Борисович, и суетливо стал заправлять кровать. - Извините, не убрано!

- Это вы меня извините, что без предупреждения пришел!

Гаркалин попросил пару минут чтобы привести себя в порядок и одеться.

А потом почти полтора часа мы с ним беседовали. Журналист всегда чувствует, если собеседнику он интересен. Гаркалину в то утро я был очень интересен. Это потом он признался, что еще не избалован вниманием прессы и такое большое интервью у него первое в жизни.

Материал вышел. Было много положительных откликов от читателей, меня благодарили, что открыл совершенно "другого" Гаркалина: не того, образ о котором сложился после просмотра фильма "Ширли-мырли". А я был признателен судьбе за возможность пообщаться с таким интересным собеседником.

  1. ОДИН ДЕНЬ С СЕРГЕЕМ МАКОВЕЦКИМ

Сегодня я уже как фантастику воспринимаю тот факт, что летом 1997 г. мне удалось целый день провести в компании знаменитого актера Сергея Маковецкого. В Хабаровск он тогда прибыл в составе труппы Театра Романа Виктюка – Маковецкий играл главную роль в скандальном спектакле «Рогатка». Один из дней пребывания актера в Хабаровске выдался для Маковецкого свободным и он любезно согласился дать интервью.

Я в составе съемочной группы Телевидения Амура (Александра Белова и Александра Дугина) приехал в гостиницу «Центральная», где жил тогда актер. Мало кто из нас тогда мог подумать, что вместо 30—минутного интервью (как планировалось) нам придется целый день провести в компании  звезды.

Началось всё с того, что Сергей Васильевич посчитал холл гостиницы «Центральная» не самым лучшим местом для телевизионного интервью. Попросил нас отвезти его куда-нибудь в более достойное заведение, например в… ресторан! По законам гостеприимства почетному гостю мы не могли отказать и поехали в ресторан гостиницы «Интурист». Первым делом Сергей Васильевич попросил угостить его коньяком – мол, связки нужно смочить, чтобы хорошо говорить. И опять выполнили просьбу гостя. После этого Маковецкий стал рассказывать невеселую историю своего детства – как рос в Киеве почти в нищете, как мама не имела свободных денег и ничего не могла дать маленькому Сереже. Всё это говорилось в камеру. Но стоило оператору камеру на время выключить, как Сергей Васильевич преображался – тоска из голоса исчезала, появлялась какая-то уникальная энергия и коньячок потреблялся им еще веселее. Но как только камера опять включалась (актер внимательно следил за красным огоньком), Маковецкий вновь с грустью рассказывал о тяжелом детстве украинского подростка.

Посидев пару часов в этом ресторане, актер потребовал продолжения банкета, заинтересовав нас фразой: «У меня еще есть что вам рассказать!». Мы поменяли место дислокации и отправились в другое кафе - в некогда легендарную башню недалеко от Дома одежды. Там уже знаменитый актер попросил национальный русский напиток – водку (на закуску нам хватило денег купить только сосисок), и вновь продолжил рассказывать нам о своем детстве. Но на этот раз рассказ был кардинально другим – рос в Москве, во дворе Театра Вахтангова и с детства знал, что будет играть на сцене этого театра, по секрету поведал нам, что уже в 14 лет стал папой и очень гордиться тем, что у него такой взрослый сын. Честное слово, мы уже запутались, что же правда в рассказах Маковецкого. А актер по этому поводу не комплексовал. Когда он достиг необходимого для дальнейшего куража состояния, он вдруг вспомнил, что сегодня еще не видел Романа Виктюка и потребовал отвезти нас в гостиницу «Аметист», где жил известный режиссер. И вновь просьба актера была выполнена.

Охрана гостиницы и дежурные без лишних разговоров пропустили нас, мы поднялись на 3-й этаж, где жил Виктюк. Маковецкий постучался и вдруг как-то сильно изменился – исчезла храбрость, в глазах погас огонь. По всей видимости он уже почувствовал, что его ждет. Роман Григорьевич открыл нам дверь – он был в цветном шелковом халате и явно не ожидал гостей. Увидев своего любимого актера в не совсем рабочем состоянии, он вздохнул, покачал головой. Маковецкий стоял перед дверью как провинившийся школьник и ничего не мог сказать в ответ. Еще раз тяжело  вздохнув, Виктюк захлопнул дверь.

Потом было еще много событий в тот день – творческая встреча с хабаровской интеллигенцией в нашем Далькиноцентре (там Виктюк даже не хотел смотреть на Маковецкого, который с удивительным азартом показывал сцены из спектаклей), прогулка по центру Хабаровска (в ходе которой Сергей Васильевич продемонстрировал удивительную любовь к... бананам) и ужин в летнем кафе у Театра музыкальной комедии.

Тогда в хабаровских СМИ было не принято описывать похождения звезд театра и кино. Поэтому мой материал об одном дне, проведенном с Маковецким, имел эффект "разорвавшейся бомбы". Хотя в целом он был написан весьма корректно по отношению к артисту и без лишней "желтизны"...

  1. ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ С БУДУЩИМ ГУБЕРНАТОРОМ

В стране проходили выборы в Государственную думу РФ. Одним из кандидатов в депутаты был будущий Губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Он приехал на избирательный участок в университет путей сообщения и увидел там "нарушения": по его мнению, члены избирательной комиссии занимались подкупом студентов, раздавая им футболки с логотипом ДВГУПС. Жалоба от Фургала  была направлена в крайизбирком, но  никаких нарушений краевая избирательная комиссия не нашла. И мне было поручено написать подробный материал почему на участке действительно не было нарушений.

Работал я над этой статьей как над настоящим детективом! Сначала опросил всех участников "нарушения": членов избирательной комиссии, студентов, которые голосовали, и студентов, которые вручали футболки. Выяснилось, что футболки вручали не за то, что проголосовали за какого-то конкретного кандидата (вот это было бы явным нарушением), а за то, что пришли на выборы раньше других своих товарищей, еще мирно спавших в общежитии. Такое поощрение участия в выборах законом не запрещено.

Затем я проконсультировался у юристов на тему "что считается избирательным участком и какие действия там запрещены во время выборов". Выяснилась вообще интересная вещь: избирательный участок имеет конкретные размеры, и если что-то происходит за пределами участка, тут уже совершенно другие "правила игры". В университете голосовали в фойе на 2-м этаже, а футболки раздавали в фойе на 1-м этаже: то есть явно за пределами избирательного участка.

В общем, с помощью конкретных фактов в моей статье было доказано, что кандидат в депутаты Государственной думы РФ Сергей Иванович Фургал был не совсем прав, обвиняя избирательный участок в ДВГУПС в нарушении Закона о выборах. Для меня это был интересный опыт работы над статьей, посвященной выборным нюансам...

  1. ОЧЕРК НА ВСЮ ПОЛОСУ

С точки зрения художественной составляющей не скажу, что мой исторический очерк, посвященный 75-летию ДВГУПС в октябре 2012 г. в газете "Тихоокеанская звезда", был уж очень выдающимся. Но всё-таки эта публикация – особенная, заставившая меня серьезно задуматься о гримасах судьбы…

Как я уже писал выше, 3 апреля 1989 г. я начал свою профессиональную журналистскую деятельность – в газете «Молодой дальневосточник» вышла самая первая моя заметка. Гонорар я получал в бухгалтерии газеты «Тихоокеанская звезда» (тогда эти два издания почему-то объединяла одна бухгалтерия). Выходя из здания редакции «Тихоокеанской звезды» (ул. Серышева, 31), я посмотрел на вывеску и мечтательно подумал, что когда-нибудь эта главная газета края, быть может, напечатает и мои материалы. Но тогда это были только мечты…

Рядом с редакцией «ТОЗа» находился и находится Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ). Получив гонорар, я сначала зашел в магазин грампластинок «Мелодия» (располагался он аккурат напротив ХабИИЖТа), купил пару дисков и направился в… институт! Да-да, именно в «Железку» лежал мой путь, потому что тогда я там работал в свободное от учебы в школе время: мыл полы на 2-м этаже главного корпуса...

Первая моя авторская публикация уже в «сознательной» жизни в «ТОЗе» вышла 1 сентября 2009 г. и была она посвящена итогам приемной кампании… «Железки»! Как этот вуз меня не отпускает от себя всю жизнь, я подробно написал в своей автобиографической книге «Занимательная журналистика». Кому интересно, может почитать эту книгу на моем сайте в разделе «Творчество». Тогда, в сентябре 2009 г., я как-то не придал особого значения той публикации: был «по уши» погружен в работу в качестве руководителя пресс-службы… «Железки» (просто чертовщина уже какая-то получается!).

Но вот публикация юбилейного исторического очерка к 75-летию ДВГУПС в «Тихоокеанской звезде» заставила меня философски посмотреть на то, что произошло. Ни в коем случае не хочу говорит, что «круг замкнулся» (мечтал о «ТОЗе» в момент первого получения гонорара и получил публикацию в газете). Просто далеко не каждому хабаровскому журналисту в главной газете края выделяют целую полосу (!) (это 15 страниц текста формата А4!)  под его материал. Мне выделили! Поэтому тот очерк никак не может быть рядовым в моей жизни...

  1. ВСТРЕЧА С НОБЕЛЕВСКИМ ЛАУРЕАТОМ

Вторая половина 80-х годов - кто помнит то удивительное время? Перестройка, гласность, демократия... Для меня это были не просто слова, это была возможность читать запрещенную литературу, которая хлынула потоком после падения "железного занавеса". Я всегда был падкий на чтение, а тут только успевал читать то, о чем раньше мог только мечтать. Книгу Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" я до сих пор считаю произведением, перевернувшим мое сознание. И познакомился я с ней именно в конце 80-х, когда главы из романа публиковал журнал "Новый мир". Можете представить мое счастье, когда спустя несколько лет я с Александром Солженицыным познакомился лично.

Летом 1994 г. он возвращался из Америки в Москву, выбрав путь по железной дороге,  и начав его во Владивостоке. В Хабаровске он остановился всего на один день и среди встречавших писателя был и я. Попросил Солженицына оставить для меня автограф на листочке, а он... отказался, со словами: "Сережа, я расписываюсь только на своих книгах. Ведь листочек вы можете потерять, а книга у вас останется навсегда". И.  поверьте, никакой обиды на писателя у меня нет до сих пор, обижаться нужно мне прежде всего  на самого себя: ну почему я не додумался взять с собой книгу Солженицына, когда шел его встречать?

Очерк о встрече с Александром Солженицыным я также считаю одним из самых ярких в своей жизни.

  1. ПО СЛЕДАМ ЗОЩЕНКО

Этот материал для меня интересен тем, что это был первый и последний (надеюсь, что пока) фельетон в моей творческой жизни. Всё-таки писать с юмором - это нужно иметь особый талант, ведь смешно должно быть не только автору, но и читателям.

В конце 90-х годов напротив центрального пляжа Хабаровска располагалась шашлычная. Шашлыки там готовили на большом электрическом мангале (говорят, что там даже током убило одного из сотрудников кафе). С точки зрения сервиса и уюта, шашлычная была просто ужасной. Но посетителей там всегда было много, благо и мясо было недорогим, и со своим алкоголем можно было приходить.

И вот после посещения этого заведения я написал фельетон о культурном отдыхе хабаровчан. Не знаю, откуда на меня тогда нашло  творческое вдохновение, но материал получился классным. И это не моя точка зрения. Удалось детально и с юмором (почти как в рассказах Михаила Зощенко) прописать героев - посетителей кафе, раскрыть кавказское гостеприимство хозяина - армянина  Ширина Киракосяна, который постоянно сталкивался с какими-то проблемами. Но что самое интересное: писал-то я фельетон как материал критический, а после его публикации в кафе заметно выросло число посетителей. Даже и не предполагая, сделал невольную рекламу заведению...

  1. "ПЕВЦОМ ТЫ МОЖЕШЬ И НЕ БЫТЬ, НО ОТ ЕГО ИМЕНИ ГОВОРИТЬ ОБЯЗАН..."

В 1998 г. мне пришлось написать статью от имени… певца Валерия Леонтьева. Валерий Яковлевич давал очередной концерт в Хабаровске и, как всегда, журналистам отказал в интервью. Банально рассказывать как прошел его концерт, мне не хотелось. И тогда я решился посмотреть на пребывание в Хабаровске глазами самого певца!

Кто-то может мне возразить: мол, это же полное вранье, а не материал! Но вот тут я готов поспорить. Говорят, правда одна, многих правд не существует. И тем не менее из одних и тех же фактов разные авторы могут сложить разные материалы.  Любой автор имеет право на вымысел и домысел, на преувеличения, основанные, чаще всего, на интуиции. Нелепо было бы это его право отрицать. ВЫМЫСЕЛ ЕСТЬ ПРЯМОЙ ПРОДУКТ ВООБРАЖЕНИЯ. Категории «домысел» и «вымысел» выступают псевдонимами понятия «условность». У меня в разработанном специально для студентов курсе «Основ творческой деятельности журналиста» домыслам и вымыслам посвящена отдельная лекция. Но я согласен с утверждением, что выдумка выдумке рознь. «Солги, но так, чтобы я поверил», — однажды было сказано поэтом. Домысливать надо правдиво, чтобы читатель не усомнился. Дело это, конечно же, нелегкое, напрямую связанное с чувством меры, с самодисциплиной, со способностью автора самоограничиваться.

Категория условности, трактуемая не только как изображение вымышленных героев и жизненных ситуаций, а как свобода авторского воображения,  как способ постижения внутренней сущности рассматриваемого героя публикации, вполне может служить делу создания полноценных художественных образов.

В моем случае я сначала собрал максимальное количество информации о пребывании Валерия Леонтьева в Хабаровске. На каком поезде он приехал, в каком вагоне, где поселился, на каком этаже, что ел на обед, как его встретили в гостинице, что об этом туре думают его музыканты…

Особо нелегко пришлось организатору концерта Виктору Сербину – я его «пытал» с утра до вечера. Понимая, что лучше мне всё рассказать, чем испытывать муки «пытки», Виктор мне поведал много интересного. Не упустил я возможности пообщаться и с водителем, который возил Леонтьева по городу.

В итоге информации было собрано так много, что я легко от первого лица написал материал. И материал произвел фурор! Было много телефонных звонков от читателей, писем, меня благодарили, что я совершенно по другому показал в своей статье их любимого певца…

  1. БУДУ ВЕЧНО МОЛОДЫМ

Для любого журналиста всегда счастье испытать именно на себе то, о чем он пишет. Поэтому большой удачей для себя я считаю проект с клиникой красоты "Нефертити". Руководство клиники предложило мне пройти полный курс омолаживающих процедур для мужчин в обмен на то, что я напишу об этом серию очерков. Мол, проверено на себе! Я не мог отказаться от такого предложения... Ботекс, моделирование овала лица, контурная пластика носогубных складок,  радиохирургическое удаление новообразований - о чем мне только не пришлось узнать, отдав свой лицо в руки профессионалов-косметологов! Но результат в прямом смысле был "на лице", а серия публикаций об этом руководством клиники "Нефертити" была признана очень удачной.

 

 

 

  1. НА ЯЗЫКЕ МЕДИЦИНЫ

Это задание редакции для меня сразу было не простым. Мне предстояло сделать интервью с директором Хабаровского филиала Межотраслевого научно-технического комплекса (МНТК) "Микрохирургия глаза", доктором медицинских наук, профессором Виктором Васильевичем Егоровым. В офтальмологии я не понимал ничего! Но позориться, беседуя с таким мэтром медицины, совершенно не хотелось. Поэтому только подготовка к разговору заняла неделю. Я проштудировал медицинские справочники и энциклопедии, расспросил подробности лечения у своих знакомы, кто прошел через клинику Егорова, почитал всё, что было написано о МНТК другими авторами.

И в итоге разговор получился не просто легким и интересным, но еще и "на равных". Первый мой вопрос был о том, почему директор Хабаровского филиала Межотраслевого научно-технического комплекса (МНТК) "Микрохирургия глаза" сам носит... очки! Виктору Васильевичу этот вопрос показался настолько неожиданным, что отвечать он стал с азартом. Вот с таким азартом и неравнодушием к своей профессии мы с ним и проговорили больше часа. И именно интервью с Егоровым на сегодняшний день я считаю самым лучшим. Но, повторюсь - именно на сегодняшний день: впереди ведь меня ждёт еще много интересного!

Связано с категорией: Новости Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.