«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» В РОССИИ АКТУАЛЬНО ВСЕГДА
Новую традицию мы ввели с друзьями в Вербное воскресенье в уютной студии радио "Ретро FM Хабаровск". Понимая, что без кино жизни мы своей не представляем, но при этом занятость на работе сумасшедшая и просто выбраться всем вместе в кинотеатр нереально, мы решили совмещать приятное с полезным: и поработать, и фильм хороший посмотреть. При этом договорились сразу - смотрим только картины, проверенные временем. И первым выбрали не просто легендарный фильм, а фильм-пророчество. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что он снят по повести-пророчеству. Это - экранизация легендарной книги Михаила Булгакова "Собачье сердце".
Фильм был снят на киностудии "Ленфильм" в 1988 г., тогда же и состоялась его премьера. Помню, я тогда еще учился в школе, и испытал просто "культурный шок"! Не сразу нашел книгу Булгакова (хотелось прочитать оригинал): фильм вышел ранее, чем стали массово издавать произведения Михаила Афанасьевича. И, прочитав повесть, был разочарован: "Что-то слабенько, - сказал я себе, - фильм сильнее!". Теперь-то я понимаю, что фильм действительно сильнее, потому что его "вытянули" прекрасная режиссура Владимира Бортко и гениальная игра Евгения Евстигнеева. А еще картина ценна вдвойне, что в нашей стране уж точно она всегда будет актуальна. Казалось бы, закончились времена Швондеров, ан нет, ситуация вокруг событий в Украине заставила их воскреснуть и они всё больше становятся "властителями дум". Получается, что зря почти 30 лет назад в нашей стране «высадили» ростки демократии? Швондеры и Шариковы смогли затаиться и спрятать свое нутро, а сегодня они вновь на коне? Увы, сегодня всё возвращается: и доносы против тех, кто не поддерживает политику партии, и преследование, и «короткая» память, когда не помнят о тех, кто делал тебе добро. Интересно, надолго ли всё это? Неужели у нашей страны такая судьба, когда жить можно только в системе «одрбрямс»?
Вот только несколько цитат из фильма (книги), которые и сегодня не потеряли актуальность:
- Как это вам, Филипп Филиппович, удалось подманить такого нервного пса?
- Лаской, лаской. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они думают, что террор им поможет. Нет, нет, не поможет. Какой бы он ни был - белый, красный, даже коричневый.
Х Х Х
- Мы - новое домоуправление нашего дома. Я - Швондер, она - Вяземская.
Товарищ Пеструхин и товарищ Жаровкин.
- Скажите, это вас вселили в квартиру Фёдора Павловича Саблина?
- Нас.
- Боже, пропал дом. Что будет с паровым отоплением?
- Вы издеваетесь, профессор?
- Да какое там...
Х Х Х
- Мы к вам, профессор, вот по какому делу. Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома.
- Кто на ком стоял? Потрудитесь излагать ваши мысли яснее.
Х Х Х
- Предлагаю вам взять несколько журналов в пользу детей Германии.
По полтиннику штука.
- Нет, не возьму.
- Но почему вы отказываетесь?
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
•А, полтинника жалко?
- Нет.
- Так почему же?
- Не хочу.
Х Х Х
- Знаете ли, профессор, если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступились бы самым возмутительным образом вас следовало бы арестовать.
- За что?
- А вы не любите пролетариат.
Х Х Х
- Контрреволюционные вещи говорите, Филипп Филиппович.
- А, ничего опасного. Никакой контрреволюции. Кстати, вот ещё слово, которое я совершенно не выношу. Абсолютно неизвестно - что под ним скрывается? Чёрт знает что.
Х Х Х
- Как это вы успеваете, Филипп Филиппович?
- Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Я за разделение труда, доктор. В Большом пусть поют, я буду оперировать. И очень хорошо. И никаких разрух.
Х Х Х
- А, уж конечно, как же, какие уж мы вам товарищи! Где уж. Мы понимаем-с!
Мы в университетах не обучались. В квартирах по 15-ти комнат с ванными не жили. Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет своё право.
Х Х Х
- Ну что же ему нужно в защиту ваших революционных интересов?
- Известно что - прописать меня. Они говорят, где это видано, чтоб человек проживал непрописанный в Москве.
Х Х Х
- Эту, как ее, переписку Энгельса с этим, как его, дьявол... с Каутским.
- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного?
- Да не согласен я.
- Что, с Энгельсом или с Каутским?
- С обоими.
Х Х Х
- Да, и что Вы можете со своей стороны предложить?
- Да что тут предлагать? А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то.
Голова пухнет! Взять всё, да и поделить.
Х Х Х
- Иван Арнольдович, покорнейше прошу, пива Шарикову не предлагать.
Х Х Х
- Я не господин. Господа все в Париже.
А вот несколько фактов об истории создания фильма...
Все съёмки проходили в Ленинграде.
На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик и Кирилл Лавров.
К созданию фильма оказался причастен бард Юлий Ким: им написаны вводящие зрителя в заблуждение песня «Суровые годы уходят», частушки, исполняемые Шариковым («…подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»).
На роль Шарикова было восемь претендентов. Среди них были Николай Караченцов, Валерий Носик, Алексей Жарков. Однако Толоконников так хорошо показал себя на пробах, что режиссер Владимир Бортко решил утвердить именно его.
На роль Швондера пробовался также актер Семен Фарада.
Чтобы передать на экране колорит того времени, для имитации чёрно-белого изображения Владимир Бортко использовал для камеры фильтр «сепия».
В фильме профессор Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова. Один из них, профессор Персиков — это персонаж другой повести Булгакова «Роковые яйца». Pеплика начитанного дворника — это реплика персонажа из рассказа «Самоцветный быт». Прорицательница в цирке мадемуазель Жанна — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна». История со «крестинами» младенцев Клары и Розы заимствована из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
На роль Борменталя пробовался Владимир Симонов.
Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты режиссёром в Ленинграде (Дегтярный пер., 7).
Консультировал фильм академик АМН СССР, руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР (Киев) А. С. Ефимов.
Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай, владелец и дрессировщик — Елена Никифорова.
Нет обратных ссылок на эту запись.
Апрель 14th, 2014 - 05:30
А мне этот фильм вообще не нравится!!!да и к творчеству Булгакова отношусь отрицательно!!!но не нравится мне, ничего не могу с собой поделать!!! Уж больно тяжелые у него произведения хотя и смысл в них есть!! Но увы!!!