Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

19Фев/181

ЗНАКОМСТВО С САХАЛИНОМ

О легендарном острове Сахалин теоретически я знал немало. Знал, что его когда-то посетил Антон Павлович Чехов и умудрился за 3 месяца сделать перепись всего населения. Знал, что после поражения в русско-японской войне в 1905 г. остров до 1945 г. был японским. Знал, что очень часто там бывают снегопады, из-за чего не редко откладываются авиарейсы. Знал, что там есть горнолыжная база "Горный воздух", которую очень ценят любители зимнего активного отдыха. Всё это я знал, но вот сам ни разу на Сахалине не был!

Поэтому когда мне предложили отметить свой очередной день рождения именно на легендарном острове, я возражать не стал! Компанию мне согласился составить мой друг, сотрудник компании "Ратимир" Николай Сергеевич Колесников. Тем более, на Сахалине у Николая живет родня...

Улетали мы из Хабаровска поздним рейсом, поэтому прибыли в Южно-Сахалинск ближе к полуночи. В полете были 1 час. За это время успели покормить сэндвичем: на выбор были сэндвичи с курицей или с красной рыбой. Нам право выбора не дали: когда тележка с закусками до нас доехала, остались только с рыбой...

Ожидая наш нехитрый багаж, сфотографировались на фотозоне, сделанной прямо в багажном отделении.

Удивительно, но на выходе не так много таксистов атаковало прилетевших граждан. Наверное, они знают, что всех в основном встречают друзья и близкие. Вот и нас встретил двоюродный брат Николая - Василий Чуев. Мы тут же увидели интересную закономерность: Василий был братом Николая, но внешне он был похож почему-то на меня. По крайней мере, очками точно!

Василий живет в городе Долинске и наша "база" на время пребывания на Сахалине располагалась там. Но сначала он покатал нас по ночным улицам Южно-Сахалинска, рассказывая о некоторых достопримечательностях. Я сразу отметил, что в городе очень много белого (у нас в Хабаровске он преимущественно желтого цвета - из-за гуляющих собачек) снега и очень чистый воздух.

Поездив по улицам Южно-Сахалинска, мы отправились в Долинск. Город находится в 43 км от Южно-Сахалинска. Трасса была пустая, поэтому домчались довольно быстро - за 40 минут.

Город находится в Сусунайской долине в месте слияния трёх рек — Долинки, Большого Такоя и Найбы. Является районным центром Сахалинской области. Проживает здесь около 11 тыс. человек. Есть в Долинске даже светофор - единственный и неповторимый, который Вася нам не просто с гордостью показал, но даже остановился около него на красный свет, несмотря на  то, что вокруг никого не было: вот такой он законопослушный!

Есть в Долинске и своя достопримечательность - бюст А. П. Чехову на центральной площади города. Кстати, Чехова на Сахалине чтят везде!

Перед тем как завезти меня в местную гостиницу, заехали в небольшой продовольственный магазин. Сонная женщина прочитала мне нотацию чем газированная вода отличается от газировки, и обслужила довольно грубо. Как будто я виноват, что в жизни ей не повезло...

- Этот магазин около гостиницы, - сказал Вася, - запомни его!

А мне захотелось его сразу позабыть: не хотелось больше встречаться с грубой тётей за прилавком...

В гостинице "Юбилейная" меня ждали. В "Букинге" его нет, но была информация на сайте "Командировка.ру", где я нашел электронный адрес и связался с гостиницей. Мне ответили, предложили на рассмотрение варианты номеров. Я выбрал одноместный с 1,5-спальней кроватью за 1600 руб.  за сутки. Дежурная на вахте (ресепшеном как-то язык у меня не поворачивается назвать) женщина записала меня в амбарную книгу, взяла залог 1000 руб. ("Вдруг сломаете что-нибудь"!) и дала ключ от номера на втором этаже.

Номер был небольшой. Кровать, стол, телевизор, чайник, холодильник.

В туалете душевая кабина со створками, которые не закрывались. Был даже гигиенический набор, что приятно удивило.

Кровать для сна была очень удобной, но вот холодильник всю ночь тарахтел как двигатель трактора "Беларусь". Хорошо, что я был с дороги уставший и спал как убитый...

Утром мы с Николаем отправились в Южно-Сахалинск. Сели в маршрутку (115 руб. цена билета в один конец) и примерно за час добрались до железнодорожного вокзала.

Первая железная дорога (здесь она узкоколейная) появилась в городе в 1906 году. К 1945 году город Тоёхара (нынешний Южно-Сахалинск) был связан железными дорогами практически со всеми крупными населёнными пунктами Южного Сахалина. После перехода Сахалинской железной дороги под контроль СССР стало усиленно развиваться пассажирское сообщение, закупались автомотрисы, дизель-поезда, и новые вагоны. В 1980 году было построено новое здание вокзала, тем самым ожидание поезда стало более комфортным.

В настоящее время пассажирское сообщение осуществляется по направлениям: Южно-Сахалинск — Ноглики (дальнего следования); Южно-Сахалинск — Томари (с 1 июля 2013 года пригородный); Южно-Сахалинск — Быков (пригородный); Южно-Сахалинск — Новодеревенская (только в дачный сезон); Южно-Сахалинск — Поронайск; Южно-Сахалинск — Корсаков.

Зашли мы с Николаем позавтракать в привокзальное кафе быстрого питания. Там нас неприятно удивили две вещи: дорогой кофе 3 в 1 (120 руб.!!!) и закрытый туалет. Оказалось, что туалет в кафе закрыт не случайно. Работники этого заведения (это только наша версия, но очень уж правдоподобной она нам кажется) договорились с работниками вокзала. И теперь посетителям кафе ничего не остается, как идти в туалет вокзала... за деньги! Вот такт-то! Не знаю, делятся ли своими доходами вокзальные туалетные короли, но идея заработка весьма неплохая...

На улочках Южно-Сахалинска так много снега, что некоторые магазины, запорошенные снегом, даже не работают. Скорее всего, ждут весну...

Недалеко от вокзала стоит самая большая статуя вождя мирового пролетариата. Памятник Ленину установлен к его 100-летнему юбилею. Открытие памятника состоялось в 1970 году. Разрабатывал проект столь великолепного памятника скульптор Е.В. Вучетич - автор наиболее знаменитых композиций. Памятник достаточно большой и его высота составляет 9 метров вместе с постаментом.

Скульптура Ленина, выполненная в бронзе, установлена на большом железобетонном пьедестале, покрытом гранитными блоками. Этот памятник любим пожилыми людьми. В праздничные даты к памятнику возлагают сотни букетов с цветами в память о великом вожде. Мы тратиться на цветы не стали...

Далее Николай пошел по своим делам (точнее, в гости к одной из дам, с которой ему было что вспомнить: лишь бы его жена не узнала об этом!), а я зашел в гости в Сахалинский государственный университет. СахГУ был основан в 1949 году. В своём современном виде Сахалинский государственный университет создан в 1998 году. В его состав вошли Южно-Сахалинский государственный педагогический институт и три колледжа, расположенных на территории Сахалинской области: Южно-Сахалинский педагогический, Александровск-Сахалинский и Сахалинский театральный. В 1999 году в состав университета вошел юридический факультет (филиал) ДВГУ, ныне Юридический институт СахГУ. В настоящее время в университете обучаются около 7000 студентов.

Охрана в университете простая: мои паспортные данные записали в амбарную книгу и разрешили погулять по вузу. Студентов было немного: наверное, на каникулах еще...

После прогулки по университету я зашел в близ лежащий пивной бар, где пиво "Балтика 7" стоило 250 руб. за бокал. Впрочем, цены на Сахалине "кусаются" везде!

Во второй половине дня мы с Николаем выбрались на знаменитую горнолыжную базу "Горный воздух". Местные жители говорят, что во время периода Карафуто (1905-1945 гг.) на месте базы уже действовала туристическая и горнолыжная база. В 1930-е годы город Тоёхара (современный Южно-Сахалинск) выступил даже как город-кандидат на проведение зимних Олимпийских игр 1936 года.  В советское время строительство турбазы началось в 1958 году, а в 1960 году на ней прошли первые соревнования горнолыжников.

В 1972 году перед открытием зимней Олимпиады в Японии горнолыжный комплекс был реконструирован: построены два новых трамплина на 70 и 90 метров, каждый из которых имел семь стартовых площадок, запущен канатно-кресельный подъёмник. а вновь обустроенных спортивных объектах сборная СССР готовилась к зимним играм в Саппоро.

По своим техническим характеристикам и инфраструктуре "Горный воздух" вполне подходит для проведения международных соревнований и соответствует требованиям Международной федерации лыжного спорта (FIS).

Так как день был будним, людей на базе было немного. Мы взяли разовые билеты по 120 руб.

Поднялись в кабине канатной дороги на второй уровень (первый нам показался слишком высоким), и Николай несколько раз спустился с горы. Я же пошел изучать местное кафе.

Вот там народа было много! Но при этом, никто никому не мешал. Раздатка еды была довольно длинной, напитки (пиво и кофе) наливали в отдельных места.

Столы были длинные, с простыми скамейками, так что места хватало всем.

Цены - вполне демократичные. Пиво - от 150 руб. бутылочное и от 170 руб. разливное. Плотно пообедать можно вполне за 400 руб.

Вечером за нами в Южно-Сахалинск приехал Василий, и мы отправились в гости к его друзьям. Шашлык, вкусные напитки, приятное общение о рыбалке - этим был заполнен наш вечер.

Ну а утром мы поехали в зимовье! Это было настоящее приключение! Сначала около 2-х часов до деревни, где оставили машины и пересели на снегоходы.

Далее около 30 мин. на снегоходах по непролазному снегу (один раз я так провалился по пояс, что еле-еле опять забрался на снегоход).

И вот мы подъехали к зимовью.

Несколько лет назад его построили для себя друзья Васи - Жека и Дима.

Там протекает незамерзающая речка. С одной стороны реки построили небольшой сруб, с другой баню.

Весь день ушел на обустройство нашего пребывания. Ребята топили печь в зимовье и в бане, таскали воду, рубили дрова...

Мне поручили приготовить ужин. Тем более это был день моего рождения, и ужин все ожидали праздничный.  И тут я должен поведать вам интересную историю...

Эта милая козочка бегала по двору еще ранним утром 9 февраля. Она даже и предположить не могла, что станет главной героиней празднования моего дня рождения.

Не так давно ей исполнилось 5 месяцев. Росла себе потихоньку на радость хозяев, бегала по двору, заигрывала с местным алабаем - крупной и одной из самых мускулистых пород собак в мире. Жили коза и собака дружно, пока 9 февраля между ними не произошла непонятная ссора. Алабай не стал искать аргументы, чтобы победить в ссоре, а просто взял и... откусил козочке ногу! На крик несчастной козы вышел хозяин и обомлел, увидев непривычную картину: коза на трех ногах бегала по двору, обильно орошая белый снег своей кровью. А алабай держал в зубах четвертую ногу и виновато смотрел на хозяина. Что оставалось делать? Это только в сказках прилетает на вертолете доктор Айболит и пришивает лапки зайчику! Чтобы избавить козу от мучений, пришлось ее завалить... Жаль, конечно.

А ногу козью у алабая забрали и отдали нам в зимовье. Вот из нее я и приготовил главное блюдо нашего праздничного ужина. Замариновал козье мясо в лучке, подержал в приправах, сначала отварил, потом потушил с поджаркой... Вкуснотище!

Вечером была баня: настоящая русская, с вениками из еловых веток, с нырянием в белый снег и с купанием в ручье! Это было нечто! Вот где по настоящему в здоровом теле - здоровый дух! Нужно ли говорить, что спал я в эту ночь крепко?

А ребята еще ночью на снегоходах съездили в деревню за пивом. По дороге несколько банок пива потеряли в лесу. Вернулись на поиски. Нашли, но несколько банок были пробиты: пришлось тут же выпить из них пиво...

Утром я проснулся первым и сразу за плитку: готовить завтрак. Приготовили жареные пельмени с поджаркой из моркови и лука. Ребята все два дня проживания в зимовье постоянно  удивлялись как я умудрился из минимум продуктов приготовить такие вкусные блюда! Опыт - сын ошибок трудных...

А еще утром  с Васей вдруг пришли к выводу, что мы - почти братья с ним! Почему? Дело в том, что Вася был в Ялте, в домике, где умер А.П. Чехов (любимый писатель всех сахалинцев, как вы уже поняли). А я был в Таганроге, в доме, где Чехов родился! Ну разве после такого совпадения мы не можем называть друг друга братьями?

Обратный путь в деревню показался менее длинным, но почему-то я замерз в дороге больше. Пока ехали в машине до Долинска, согрелся...

Ранним утром самолет умчал нас в Хабаровск. Знакомство с Сахалином состоялось! Но, конечно, срок пребывания был маленьким, хочется еще вернуться на гостеприимный остров...

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (1) Пинги (0)
  1. Справедливости ради надо заметить, что не один Чехов А.П. трудился «на ниве» переписи населения Сахалина! Надо бы в этой связи, еще вспомнить и имена политических ссыльных, впоследствии ставших учеными-этнографами Льва Яковлевича Штернберга и Бронислава Осиповича Пилсудского! Л.Штенберг впоследствии стал одним из основателей Североведческой школы в Петрограде/Ленинграде, которая вырастила замечательную плеяду известных этнографов-лингвистов создавших буквари (в 1920-30-е гг.) для коренных бесписьменных народов — Дальневосточных аборигенов, а именем Б. Пилсудского в настоящее время назван НИИ в Южно-Сахалинске.

Нет обратных ссылок на эту запись.