Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

15Июл/170

ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

Это ведь замечательно, что у каждого из нас есть "свой Хабаровск", "свой Питер" или "Свой Париж". Рассказывая о любимых уголках города, человек старается донести свой взгляд на знакомые места, увлечь собеседника и сделать так, чтобы он тоже полюбил эти места. В очередной мой приезд в столицу мой друг и коллега Игорь Игорьевич Голов решил показать мне и нашему общему другу Михаилу Николаевичу Пятышеву "свою Москву"...

Начали мы со спуска... в метро! Звучит странно, ведь из метро мы только что поднялись. Но поднялись не там, где надо, и, пройдя сотню метров, спустились на станцию «Арбатская».

А там… кафе! Самое настоящее советское кафе с названием «Буфет №11»!

С конусообразными соконаливателями, с ассортиментом блюд из детства! Оказывается, это кафе открыли специально для машинистов электропоездов в метро. Но может перекусить здесь и каждый желающий. Приветливая буфетчица извинилась, что пока еще все блюда не завезли, но предложила нам попить сок за 20 руб. стакан. Я захотел березового сока, но его не оказалось. Пришлось идти искать пивной бар.

И вот еще одно любимое место нашего проводника – пивной бар «Жигули». Говорят, его держит сын Иосифа Кобзона.

Пива на выбор с десяток сортов. Мы выбрали классическое светлое «Жигули» по 165 руб. за 0.5 л. Оставаться в душном помещении бара не стали и вышли на улицу. Свежее пивко, сопровождаемое свежим ветром на улице, нас просто взбодрило. Захотелось еще, но нас ждали великие дела…

Игорь Игорьевич повел нас на Арбат. Народу там было почему-то немного, из уличных певцов были только бомжи, что-то энергично исполнявшие под гитару.

Первая остановка – у легендарного театра имени Вахтангова. Не так давно ему исполнилось 95 лет. Но он по прежнему считается одним из самых популярных театров России.

Сейчас на фасаде висит большая афиша бенефиса Владимира Этуша, с которого начнется осенью новый театральный сезон.

От театра Игорь Игорьевич предложил завернуть на Староконюшенный переулок, чтобы показать нам культовый Дом Пороховщикова, который построен в 1871—1872 годах для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова, владельца гостиницы «Славянский базар» и одноимённого ресторана. Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции.

Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик. Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Вене.

Сегодня этот особняк больше известен как место самоубийства в 2012 г. жены актера Александра Пороховщикова. Сейчас дом остается в собственности города Москва, пустует, заперт, охраняется ЧОПом, никого во внутрь не пускают…

Следующий наш поворот – мимо Дома Булата Окуджавы, в переулок Сивцев Вражек.

Игорь Игорьевич даже нам напел (а у него есть и голос, и слух - не зря ведь музыкальную школу закончил) песню Валерия Миляева (мужа актрисы Людмилы Ивановой):

- В Москве есть переулок Сивцев Вражек,

Он длинный, узкий, малость кривоват.

А где он расположен — каждый скажет —

Недалеко от улицы Арбат.

Прошлись мы мимо многоэтажки, в которой жили разные уважаемые люди: от писателя Шолохова до маршала Баграмяна.

Обратили внимание на небольшой домик, в котором жил когда-то Лев Толстой и который даже упоминается в романе «Война и мир».

Посмотрели на уютный особнячок, в котором жил когда-то Герцен - именно его в свое время разбудили декабристы, ну а что было дальше знает каждый, кто изучал историю в советской школе...

Но особенно долго мы задержались у мемориальная таблички на стене дома № 15/25 в переулке Сивцев Вражек. Табличка гласила, что именно здесь была написана песня «Подмосковные вечера». Я не упустил возможность своим друзьям поведать историю создания этой знаменитой песни…

В 1955 году на московской студии документальных фильмов начали монтировать картину «В дни спартакиады» — о Спартакиаде народов РСФСР. Чтобы разнообразить фильм, было решено вставить в него лирическую песню. Заказали песню поэту Михаилу Матусовскому и композитору Василию Соловьеву-Седому. Соловьёв-Седой порылся в ящиках стола и извлек лист с написанной двумя годами ранее мелодией, композитор тогда счёл её неудачной, потому и отложил. Михаил Матусовский вот в этом доме набросал слова.

Художественный совет киностудии принял песню в штыки: и слова скучные, и музыка не очень выразительная. Как вспоминала впоследствии вдова поэта Евгения Матусовская, расстроенные авторы вышли после обсуждения и Соловьёв-Седой сказал: «Михей, наверное, они правы. Будем считать, что это наша неудача». Тем не менее, песню приняли — исключительно по той причине, что другую написать уже никто не успевал.

Песню предложили исполнить Марку Бернесу, но он отказался, заявив, что текст какой-то непонятный. В итоге песню исполнил не профессиональный певец, а актёр Московского художественного театра Владимир Трошин. Кто бы мог подумать, что песню сразу уйдет «в народ» и станет жемчужиной советской эстрады!

Далее мы пошли на Новый Арбат, где я не упустил возможность сфотографироваться на фоне одного из лучших кинотеатров России – кинотеатра «Октябрь».

В этом году ему исполнится 50 лет. Сегодня это одиннадцатизальный мультиплекс, вмещающий более 3000 зрителей. Самый большой премьерный зал рассчитан на 1518 мест. Именно здесь проходят показы Московского международного кинофестиваля.

Меня всегда не устает удивлять на фасаде кинотеатра мозаичное панно из натурального камня, посвящённое теме Октябрьской революции (его авторы - художники Н. Андронов, А. Васнецов, В. Эльконин и Л. Сыркин).

Зашли мы в ресторан «Две палочки», чтобы попить еще пивка. Я сделал заказ. Мальчик-официант как-то подозрительно на меня посмотрел и спросил:

- У вас есть с собой паспорт? Вы можете доказать, что вам уже можно продавать пиво?

Его вопрос меня поставил в тупик. Тем более, паспорта у меня не было. Мои друзья стали доказывать, что мне уже есть 18 лет. Официант поверил на слово и пиво всё-таки принес…

Наша прогулка по Москве продолжилась мимо Дома правительства, московского зоопарка и вышли мы к сталинской высотке на Кудринской площади, которая, по мнению Игоря Игорьевича, меня особенно заинтересует.

Именно в этом здании в квартире профессора Тихомирова жили героини фильма «Москва слезам не верит».

Я открыл ту же дверь, куда входили героини.

Постоял у лестницы, по которой Катя Тихомирова выгуливала хозяйскую собачку…

Сегодня стоимость квартир в этой высотке начинается с отметки в 30 млн. рублей, а арендовать жилье можно по цене от 60 тыс. рублей.

Следующая наша остановка – у дома на Малой Грузинской, 28, где последние 5 лет своей жизни прожил Владимир Высоцкий и где он умер 25 июля 1980 года. В ту роковую ночь случилось сочетание несочетаемого: водка и шампанское, что пил Высоцкий, плюс седативные препараты — смертельный риск, поскольку алкоголь усиливает действие седативов. Высоцкий выпил, а для облегчения абстиненции получил от врача Федотова большую дозу хлоралгидрата. В результате случилось то, что случилось — он умер...

Сейчас Никита Высоцкий сдает эту квартиру на 8 этаже, там живут разные люди, не имеющие отношение к семье поэта.

Квартиру сдают за 125 тысяч рублей, что неудивительно: три комнаты, 115 квадратных метров, до станции метро «Краснопресненская» можно дойти пешком, окна выходят на красивейший католический собор...

Прямо от дома, где умер Высоцкий, мы отправились к его могиле на ваганьковское кладбище. На ней, как всегда, были живые цветы…

А когда мы подошли к могиле другого поэта – Михаила Танича, начался сильнейший ливень, изменивший наши дальнейшие планы. В такой дождь гулять по Москве было уже невозможно, и мы поехали на ужин в кафе известного певца Андрея Брига «Винчи»…

 

 

 

 

 

 

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.