ЧЕРНАЯ МЕТКА АЛЖИРА
Посещение таких мест я не могу назвать экскурсией в полном понимании этого слова. Потому что для меня экскурсия - это нечто познавательно-развлекательное. В данном случае познавательное - да, но вот развлекательным это никак не назовешь. Мне удалось посетить АЛЖИР - музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма.
Находится комплекс на месте одного из самых тяжелых лагерей северного Казахстана - в селе Акмол, в 30 минутах езды от Астаны. Появился он после выхода приказа НКВД СССР № 00486 от 15 августа 1937 года - того самого, который положил начало массовым репрессиям против членов семей изменников Родины.
Этот документ дал право без доказательства вины арестовывать и направлять в лагеря в первую очередь жен преследуемых по политическим мотивам.
В короткие сроки в течение нескольких месяцев были арестованы и осуждены на 5-8 лет ИТЛ практически все жены «изменников Родины».
Именно для них на основании данного приказа НКВД от 3 декабря 1937 года на базе так называемой "26-ой точки", поселка трудпоселения было образовано Акмолинское спецотделение Карлага НКВД.
Первая партия женщин с детьми от одного до трех лет прибыла в Акмолинск 6 января 1938 года. Этот лагерь был особенным. АЛЖИР – "Акмолинский лагерь жен изменников Родины" – так, шутя, назвали его узницы. Свыше 18 тысяч женщин прошли этапом, а около 8 тысяч женщин отбывали срок от звонка до звонка в АЛЖИРе.
В основном это были жены известных государственных, политических и общественных деятелей, имена которых широко известны на всем постсоветском пространстве: Азиза Рыскулова и ее мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова; певица Лидия Русланова, писательница Галина Серебрякова; женщины из семьи расстрелянного маршала Тухачевского, жены писателей Бориса Пильняка Кира Андронникошвили, Юрия Трифонова Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой и т.д.
Попав в лагерь, человек лишался фамилии, национальности, чаще всего и гражданской профессии. Звание на всех одно – враг народа, изменник Родины. Различали и отличали людей по личным лагерным номерам на спецнашивках – на спине, рукавах, коленях – мишеням в случае побега.
Но, несмотря на всю трагичность и абсурдность ситуации, узницами лагеря были молодые, красивые женщины, многие с детьми, даже с грудными. За колючей проволокой они должны были отречься от своих любимых и дорогих, покориться воле "вождя всех народов". Но они остались непокоренными и донесли до нас свет чистоты, святость любви и верности.
В лагерях была высокая смертность. С 1940 по 1950 годы в Карлаге умерло 10 000 заключенных. Чрезвычайно высокая смертность падает на 1943 год, когда ежемесячно умирало по сотни человек. Омасштабах гибели людей можно судить по числу кладбищ разбросанных на территории Карагандинской и Акмолинской областей, в местах массовых заключений и ссылок.
На территории комплекса стоит вагон-теплушка с манекенами, который дает четкое представление в каких условиях сюда добирались узницы.
Воссоздан барак. Есть две статуи, символизирующие трагедию простого человека. Воссоздана и охранная вышка с часовым. Ну а заходят в комплекс через Арку скорби.
В музее довольно большая экспозиция об истории сталинских репрессий в Казахстане. Очень много документов и уникальных экспонатов. Есть свой кинозал, где посетителям показывают документальный фильм об АЛЖИРе.
Жуткое место. Именно здесь понимаешь всю боль тех, кто здесь находился. Но такие места посещать надо, чтобы подобное никогда не повторилось...
Нет обратных ссылок на эту запись.
Оставить комментарий