СЕРНЫЕ БАНИ ТБИЛИСИ: МЕСТО, ГДЕ МЫЛИСЬ ДЮМА И ПУШКИН
И хотя я старый Тбилиси обходил уже весь вдоль и поперек, всё-таки немного заблудился, когда ранним утром отправился в легендарные серные бани. Местные жители меня предупредили, что в банях всегда много народа, поэтому лучше туда идти рано утром.
Вот я и вышел около половины восьмого утра, изрядно удивив дежурную на ресепшене, которая мирно спала на диванчике:
- Куда вы в такую рань?
- В баню!
- Так ведь у вас же есть в номере душевая кабина!
Эта фраза напомнила мне легендарного Ипполита из «Иронии судьбы», который весь фильм не понимал, зачем Женя Лукашин ходит в баню, если в квартире есть ванна?
В школах Тбилиси учатся с 9 часов утра. Большинство магазинов и офисов тоже начинают работать примерно в это время. Поэтому в 7.30, когда я вышел из отеля, на улицах было малолюдно.
Поплутав около 20 минут по старым улочкам, я понял, что иду явно не в сторону бань. Обратился к дворнику – седовласому грузину почтенных лет с просьбой помочь мне.
- Это вам надо еще пройти 300 м в сторону сквера Гейдара Алиева!
Сквер Гейдара Алиева я запомнил еще по прошлой поездке в Тбилиси, когда в нашей экскурсионной группе были бабушка и внук из Армении, и они категорически отказались выходить из автобуса и идти в этот сквер: отношения между армянами и азербайджанцами до сих пор очень непростые. Поэтому можете представить, как меня – внука армянина, удивил вопрос дворника:
- Вы азербайджанец?
- Я из России, - растерянно сказал я.
- Из России? – теперь пришло время удивляться грузинскому дворнику. – А что же говорите с акцентом?
Откуда у меня появился акцент, я так и не понял. Но уточнил еще про баню:
- Это та баня, где мылся Пушкин?
- Конечно! Только там его уже нет, - пошутил дворник и мирно рассмеялся.
А. С. Пушкин, направляясь в Арзрум в 1829 году, останавливался в Тифлисе и посетил местные бани. Вот как он описывает свои посещения в «Путешествии в Арзрум»:
«Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Опишу их подробно.
Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение.
(Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку).
После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух! NB: шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за таковое нововведение.
После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония».
Бывал в этой бане и Александр Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу в 1858 году. Вот как он описывает процесс:
«Два истязателя начали ломать мне суставы. Эта операция началась с последнего сустава пальца... Эти упражнения, которые, по–видимому, должны были вывихнуть мне члены, совершались удивительно естественно, не только без боли, но с чувством удовольствия... »
«Мешочек надулся и испустил мыльную пену, которой я покрылся с головы до пят. За исключением глаз, которые мне немного жгло, я никогда не испытывал более приятного чувства, как то, которое было произведено этой пеной, текущей по всему телу...».
Банный квартал Абанотубани расположен в старой части Тбилиси, на правом берегу Куры, вдоль улицы Иосифа Гришашвили, идущей параллельнонабережной. Именно Иосиф Гришашвили сказал:
"Не побывать в тифлисских банях - все равно что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню". За этот рекламный слоган именем Гришашвили названа улица, идущая мимо бань. От набережной улица отделена жилыми домами и сквером имени Гейдара Алиева.
Чем же так знамениты эти серные бани Тбилиси? Теплые (температура выходной воды достигает 37°) источники в этом месте всегда служили местом купания для местных жителей. В районе Абанотубани археологи обнаружили бани I—II вв. с выложенными мозаикой бассейнами, раздевалками и широко разветвлённой системой керамических труб. Бани выполняли в городе не только функцию места, где можно помыться. Они были своего рода клубами для жителей и гостей города. Бани были открыты круглые сутки, причем часто входная плата не ограничивала времени пребывания в бане. Бани были местом, где люди мылись, брились, отдыхали, общались, решали деловые вопросы, организовывали обеды, пили, похмелялись. Традиции сохранились и сегодня…
Сейчас бани работают с 7 до 22 ч. Но самые заядлые банщики собираются к 6.30: для них важен первый пар, первая серная водичка в бассейне. Про местную воду слагают легенды. Говорят даже, что она – хорошая профилактическая мера против онкологии.
Баня состоит из нескольких бань, самая первая из которых от сквера Алиева еще с советских времен носит название «Баня №5», рядом с её входом сохранилась историческая вывеска 1926 года. Туда я и отправился. Можно пойти в общую баню, можно заказать индивидуальные кабинки. Стоимость кабинки от 20 до 80 лари в час. Но за 20 лари вы получите только душ. За 80 лари – уже и бассейн, и парную. Я выбрал поход в общую баню за 3 лари (это около 100 руб.).
По первым ощущениям: я попал в общую баню типа нашей хабаровской на улице Станционной. Давно не делался ремонт, трубы ржавые, кое-где отваливается плитка, старые металлические шкафчики для одежды дышат на ладан. Единственное отличие – это очень красивые фрески на куполах-пололках.
На входе в раздевалку сидел полуголый мужчина-дежурный. Он мне показал мою кабинку и предупредил, что гость может мыться и больше часа. Судя по кабинкам, вместимость общей бани небольшая: всего 30 человек. В утренний час было примерно 15 человек.
В моечном отделении ряд душей, под которыми намыливали свои бренные тела преимущественно грузины пенсионного возраста. Я в их компании был самым молодым. В воздухе стоял запах серы, к которому я очень быстро привык. Постояв пару минут под теплым душем с серной водой, я запрыгнул в мини-бассейн. Он не предусмотрен для того, чтобы в нем плавать. Там можно окунуться (глубина – мне по пояс), или просто посидеть, опустив ноги.
Есть в бане и небольшая парилка на 6 человек. Там приятно пахло маслами, но температура была около 40 градусов. Я не привык париться в таком «холоде» и долго в парилке не просидел.
При выходе из парилки я тут же попал в руки банщика, который сначала сделал мне скраб, а потом легендарный мыльный массаж, которому был подвержен и Пушкин. Да-а-а, ощущения непередаваемые! Кажется, что твое тело само поднялось над мраморной лавкой, и ты испытываешь чувства безмятежности…
Распаренный, вымытый и ошалевший от удовольствия, я вернулся в раздевалку, где мне тут же заботливо вручили бутылочку холодного грузинского пива. Ляпота!
В общей сложности я в бане пробыл чуть больше часа, но аппетит у меня разыгрался нешуточный. Хорошо, что с кафе и ресторанами в Тбилиси нет проблем, и я быстро присел в одном из заведений.
Час был ранний и обслуживание было сонным. Девушка-официантка по-русски не говорила, в меню тоже не было раздела на русском языке, пришлось на пальцах объяснять чего я хотел.
А хотел я хинкали, куриный суп и люля-кебаб.
Всё почему-то принесли одновременно.
Супчик был пересолен, к другим блюдам претензий у меня не было. Отдал за обед с пивом и чачей 48 лари.
В этом ресторане меня удивил дизайн потолка. На нем разместили… блюда на столе! Очень оригинально!
Вторую половину дня я провел в кафе «Палермо» у Вики, где состоялась долгожданная встреча с моим тбилисским другом Тэмури Сагинашвили.
Мы много говорили о жизни, поднимали бокалы за наших друзей, Тэмури пел…
Как и полагается в Грузии, вечер получился очень душевный…
Нет обратных ссылок на эту запись.
Февраль 13th, 2016 - 18:30
Эх, без горяченького пара даже не представляю баню.