ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В ФИЛЬМАХ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА
В это свое посещение Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге я постоянно вспоминал о фильмах Эльдара Александровича Рязанова, которые он снимал именно здесь. По моим подсчетам, таких картин было четыре…
Первым был фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» в 1973 г. Заявка сценария о похождениях итальянцев в СССР (рабочее название — «Спагетти по-русски») была подана в Госкино Брагинским и Рязановым ещё в 1970 г. Вскоре проект неожиданно стал актуальным: итальянская кинокомпания, возглавляемая продюсером Дино де Лаурентисом, после совместной работы над фильмом «Ватерлоо» задолжала «Мосфильму» деньги. Требовался новый совместный проект, и заявка пришлась кстати.
Самый яркий эпизод комедии, снятый в Петропавловской крепости – это выход героев в «матрешках».
Под склад с матрешками было оборудовано одно из помещений на территории крепости.
Запомнился и бег героев фильма к Иоанновскому мосту, что на Заячьем острове (Петропавловская крепость).
Эльдар Рязанов во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России» для себя решил, что архитектурный ансамбль Петропавловки — это же замечательная декорация для фильма, где в город вступает гусарский полк!». Именно так впоследствии всё и произошло: вспомните фильм «О бедном гусаре замолвите слово».
А сцену, где актёр Станислав Садальский пел «О бедном гусаре замолвите слово...», снимали в Ботном доме Петропавловской крепости.
Вот что рассказал Эльдар Александрович Рязанов в одном из интервью:
- Работая над «Невероятными приключениями итальянцев в России», я снимал эпизод в Петропавловской крепости. И подумал, что архитектурный ансамбль Петропавловки - это же замечательная декорация для фильма, где в город вступает гусарский полк! Сказал об этом Григорию Горину, и мы стали «разворачивать» тему. Сразу решили, что нас интересует не очередной водевиль про любовные похождения гусар, а фильм про... КГБ. Про мерзкие действия, подлости, инсценировки этого ведомства. Сделать это было возможно лишь на историческом материале, перенеся сюжет в николаевско-бенкендорфское время, когда после казни декабристов царило Третье отделение (созданный Николаем I в 1826 году политический сыск). Летом 1978-го мы приступили к работе над сценарием, который начинался как веселый водевиль, но постепенно проявлялись страшные российские реалии, превращающие сюжет в драму. Главный редактор Госкино Анатолий Богомолов долго не отвечал нам. Я буквально прорвался с боем в его кабинет. Он что-то писал за столом, не поздоровался, а потом на секунду поднял голову, протянул мне сценарий и сказал хамскую фразу: «Этот сценарий нам не нужен». «Да, сценарии о чести и совести вам не нужны, их у вас много», - резко ответил я и вышел, хлопнув дверью. На следующий день меня принял председатель Гостелерадио Сергей Георгиевич Лапин. Отношения между ним и Филиппом Ермашом (министром кинематографии) были хуже, чем между СССР и США. Они перехватывали друг у друга сюжеты, актеров и т. д., хотя топтались на одной поляне. Лапин был любезен и сразу взял сценарий, сказав: «Будем ставить!» Но съемки сопровождались слежкой со стороны всевозможных кураторов: Госкино жаловалось в ЦК КПСС на Гостелерадио, «приютившее идеологически вредный сценарий».
Хотя фильм был телевизионным, Рязанов снимал его как масштабную историческую постановку. Натурные съемки шли с мая по август 1980-го в Петропавловской крепости и в московской усадьбе «Братцево».
Там же в Петропавловской крепости Эльдар Рязанов в 2003 г. снял несколько эпизодов своего 25-го фильма «Ключ от спальни». В основу сценария была положена одноименная пьеса французского драматурга Жоржа Фейдо. Рязанов перенес время и место действия из Франции в Петербург в 1914 год, в канун Первой мировой войны. Натурные съемки проходили в Петропавловской крепости, на Тучковом мосту, на Каменном острове, в Петергофе, в Комарово. Музыку к фильму написал давний друг Рязанова Андрей Петров, он сочинил несколько романсов на стихи Блока, Ахматовой, Северянина. В главной роли героя-любовника занят экс-петербуржец Николай Фоменко.
Некоторые эпизоды в Петропавловской крепости Эльдар Рязанов снял и для своего последнего фильма «Андерсен. Жизнь без любви». В основу сюжета фильма положена реальная биография начинающего писателя Ханса Кристиана Андерсена, творчество которого отвергли коллеги, и он сам себе в утешение начал писать сказки.
Изначально хотели снимать в Копенгагене, но найденных средств хватило только на съемки в Санкт-Петербурге и в его окрестностях.
«В фильме много подлинных фактов. Я читал мемуары, дневник сказочника, воспоминания современников. У Андерсена был замечательный голос, в 15—16 лет он пропал. Писатель был действительно влюблён в знаменитую шведскую певицу Йени Линд, про которую писали, что такой голос может быть только раз в сто лет. Ректор гимназии, которого сыграл Олег Табаков, был такой же ревнивый к таланту своего ученика. Конечно же, в фильме есть выдумки, которых мы не стыдимся. Это могло существовать, может, и было на самом деле», — говорил о своей картине Эльдар Рязанов.
Нет обратных ссылок на эту запись.
Оставить комментарий