Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

8Июл/152

ОНЛАЙН-РОМАН «ЖАРКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». ГЛАВА 4

DSC_0504 (800x530)Удивительно, но на станции Навои из поезда вышли только мы с Данилом. Никто больше из пассажиров в поздний вечерний час не изъявил желания посетить этот молодой узбекский город.

Данил первым делом решил покурить (это его любимое занятие в поездке), но дежурный милиционер не позволил это сделать.

- Идите быстрей, а то калитка закроется, - сказал страж порядка, - только ради вас открыли!

Нужно сказать, что на узбекские вокзалы разрешается заходить только пассажирам, встречающие и провожающие ждут за забором. А в заборе как раз и есть калитка. Отправились к ней. Мы знали, что меня должна встречать двоюродная тётя Нина-апа Белякова-Хамзина.

- Иди первым, - сказал Данил, - а то меня с тобой тетя перепутает, целовать начнет…

Мы видели через забор одинокие фигуры двух женщин и мужчины.

- Нина-апа! – закричал я.

- Сергей! – послышалось в ответ.

DSC_0570 (800x530)

Я не успел даже отложить сумки, как попал в объятия одной из женщин. Она стала меня целовать, приговаривая:

- Наконец-то ты приехал!

Так распорядилась судьба, что тетю Нину я никогда не видел. Нашли друг друга в «Одноклассниках». И когда родилась идея съездить в Узбекистан, то я внес в график поездки посещение Навои, чтобы встретиться с тетей Ниной. И вот эта историческая встреча состоялась!

С ней пришли на вокзал нас встречать соседка в цветастых узбекских одеяниях и друг семьи, водитель такси Вали. Вали нас и повез в отель.

В машине заиграла музыка: запел Михаил Захарович Шуфутинский – «Прошла по коже иголочка…».

- Это Шуфутинский, - сказала тетя Нина, - люблю этого певца!

Эх, если бы она знала, сколько меня в жизни связывает с Михаилом Захаровичем!

В пути тетя Нина стала меня ругать на правах старшей родственницы:

- Зачем отель заказали? У меня тут есть 2-комнатная квартира, жили бы там!

Я стал оправдываться: мол, не привыкли никого стеснять, да и отель выбрали с бассейном – не могу я без утренних водных процедур!

- А вы знаете, что у вас один из самых дорогих отелей в Навои?

DSC_0328 (800x530)

Узнали, когда расплачивались на ресепшене: 300 долларов отдали за 2 суток проживания, огромные для Узбекистана деньги!

DSCN7668 (800x450)

Об уровне отеля «Гранд М» говорит тот факт, что там даже принимают банковские карты. Данил хотел рассчитаться сначала «Мастер кард», но администратор попросил «Визу»:

- Для «Мастер кард» нужно аппарат в розетку включить, лишняя работа…

DSCN7664 (800x450)

Отелю «Гранд М» всего 4 года. Его уровень – крепкие 4 звезды. Про такие места и говорят «фэшн».

DSCN7655 (800x450)

Еще до того, как нам показали номер, предложили поужинать в ресторане, интерьер которого уже говорил о высоком уровне. Цены вполне приемлемые – от 20 000 сумов за блюдо (400 руб.). Порции огромные – мы даже не смогли всё заказанное доесть.

DSCN7656 (800x450)

Заказали мы салат с тунцом (18 000 сумов – 360 руб.),

DSCN7657 (800x450)

шашлык из курицы и овощей (22 000 сумов – 440 руб.),

DSCN7660 (800x450)

куриную грудку на гриле (24 000 сумов – 480 руб.). Обслуживание было просто восхитительным, мне порой казалось, что официант угадывает наши желания.

- Вот что доллар животворящий делает! – сказал я. Действительно, чаевые мы официанту оставили хорошие…

В номере было всё для комфортного проживания – и халат, и тапочки, и фирменные шампуни, и даже сейф! Красота!

DSCN7673 (800x450)

Утром на завтраке был классический «шведский стол». Но по заказу клиента готовили яичницу, омлет, каши.

DSCN7672 (800x450)

Я выбрал себе яичницу с сосисками, Данил – рисовую молочную кашу, традиционно ее тщательно посолив и поперчив, тем самым вызвав огромное удивление на лице официантки: она-то подала к каше сахар.

- Люблю я так, - скромно потупив глазки пояснил Данил.

DSCN7676 (800x450)

После завтрака Данил отправился в номер, а я в бассейн. Водичка просто хрустальная! И никого вокруг! За всё время проживания мы в отеле встретили только 5 человек: не всем по карману проживание там…

Вскоре за нами приехал таксист Вали. Совершили мы с ним обзорную экскурсию по Навои.

DSC_0361 (800x530)

Потом заехали на местный рынок. Ах, эти восточные рынки! Разнообразием товара они радуют глаз.

DSC_0349 (800x530)

Все торговцы при виде нас гостеприимно здоровались, охотно фотографировались.

DSC_0348 (800x530)

Торговец рисом поинтересовался - не еврей ли я. Когда я сказал, что не совсем,  очень удивился. Как будто только евреи приходят к нему за рисом!

DSC_0355 (800x530)

Особенно тепло нас встретили торговки молочной продукцией. Данилу даже тут же подобрали невесту.

DSC_0345 (800x530)

Но ему не понравилась теща, поэтому в брак он вступать не стал.

DSC_0387 (800x530)

Прогулялись по главному парку Навои. В центре – большое озеро, в котором охотно купались люди.

DSC_0397 (800x530)

Хотели прокатиться на чертовом колесе, но оно работает только по вечерам.

Еще в Хабаровске Данилу посоветовали попробовать тандыр-кабоб – якобы удивительно вкусное блюдо из баранины.

DSC_0420 (800x530)

И сказали, что самый настоящий тандыр-кабоб готовят только в городе Нурата. Несмотря на то, что городок находится в 75 км от Навои, мы отправились туда на обед: мы всё-таки кулинарные путешественники!

DSC_0444 (800x530)

Путь пролегал через пустыню. Я в первый раз в жизни был в настоящей пустыне! Впервые увидел настоящее перекати-поле! Не скажу, что пейзажи были очень красивыми, но свое очарование у пустыни всё-таки есть.

DSC_0483 (800x530)

На въезде в город Нурата местные жители нам пояснили,  как найти легендарную чойхану, где готовят самый вкусный в Узбекистане  тандыр-кабоб.

DSC_0480 (800x530)

Встретили нас там не просто вежливо, а очень вежливо! Вся многочисленная семья хозяина чойханы вышла нас встречать.

DSC_0467 (800x530)

Он любезно показал нам как готовится тандыр-кабоб.

DSC_0463 (800x530)

Оказывается, при приготовлении  бараний жир стекает в особую посуду, а потом выпивается как суп.

DSC_0489 (800x530)

Нам дали его попробовать. Это было нечто! Столь жирный напиток я еще никогда не пробовал.

DSC_0487 (800x530)

Отдали мы за вкусный обед 66 000 сумов (1200 руб.), посетили еще одну местную достопримечательность  и отправились обратно через пустыню в Навои.

С дороги я предложил Данилу поплавать в бассейне отеля – он согласился и даже тапочки с собой взял. Но девушка-администратор сказала, что в бассейн сейчас нельзя. Это что-то было новое! Почему нельзя?

- Там семья из города, - пояснила администратор, - они выкупили час за 50 000 сумов!

- Разве это возможно? – искренне удивился я. – Я бывал в различных отелях мира и нигде не видел, чтобы кто-то выкупал бассейн, тем более не живущее в отеле!

- Понимаете, это мусульманская семья, женщину без одежды никто не должен видеть!

- Хорошо, сколько нужно мне заплатить, чтобы точно попасть в бассейн?

- Бассейн для постояльцев у нас бесплатный…

- …только попасть постояльцы туда не могут! – закончил фразу я.

- Ну почему? Как он освободиться, я вам позвоню!

- Спасибо, не надо!

Настроение было испорчено. Особенно было обидно за Данила, который даже взял тапочки в бассейн…

DSC_0564 (800x530)

Ужинали мы у Нины-апы. Она накрыла нам шикарный стол: приготовила шурпу, голубцы, перемячи.

DSC_0559 (800x530)

Мы много говорили о наших родственниках, она не переставала благодарить меня за то, что приехал в Навои. Пела нам песни. Расстались мы очень душевно.

DSC_0566 (800x530)

Вернулись в отель около полуночи. Там нам сказали, что, несмотря на то, что бассейн открыт только с 8 до 20 ч., нам разрешили воспользоваться им в любое удобное для нас время – хоть ночью. Мы отказались…

Утром Нина-апа пришла проводить нас на вокзал. И вновь обнимания, поцелуи – долго мы не могли расстаться друг с другом.  В дорогу она принесла нам беляши…

Пройдя тщательный досмотр на вокзале Навои, сели в поезд, который нас умчал в Самарканд…

ЗАМЕТКИ ДАНИЛА ГОРЧАКОВА

ГОРОД ХИМИКОВ И СТАРАТЕЛЕЙ С ПОЭТИЧЕСКИМ ИМЕНЕМ НАВОИ

Ещё когда мы выезжали из Бухары местные жители и даже проводники «ташкентского» поезда с изумлением спрашивали нас: «Зачем вы едете в Навои, это же молодой город, там нет никаких достопримечательностей!»

1 вали и нина в начало

На самом деле, как признался Сергей, включить в наш узбекский маршрут Навои он решил после того, как его совершенно случайно в социальных сетях нашла двоюродная тётя. С ней он никогда раньше не встречался и очень мало о ней знал. Пенсионерка, чтобы поддерживать связь с родными специально выучилась на курсах Интернета, купила нетбук, освоила социальные сети и скайп. И вот долгожданная встреча. Нина-апа Сергея встречала в ночи на вокзале с соседкой и лучшим другом недавно ушедшего в мир иной супруга. Друг семьи – узбек Вали по профессии таксист. Он любезно согласился стать нашим гидом по Навои и окрестностям.

2-1 гостиница общий

Гостиница нас «порадовала» ценами – 300 долларов за фактически полтора дня за двухместный номер. Как сказал Вали, если бы вы обменяли эти деньги на сумы, то получилась бы огромная куча купюр. Да! Отметил, Сергей, умеем мы заказать самый дорогой в городе отель, когда родственники предлагают совершенно бесплатно заселиться в меблированную квартиру.  Но зато отель - полный «фэшн» с бассейном, которым известный в Хабаровске приверженец здорового образа жизни (если быть точнее, водных процедур) Сергей Николаевич Хамзин успел воспользоваться лишь однажды, а вторая попытка стоила немалых нерв сотрудникам гостиницы. Но об этом он уже подробно писал.

2-2 гостиница помывка

Мне же гостиница понравилась своей чистотой – здесь отмывают даже брусчатку перед входом.

2-3 гостиница акация крупно

Еще рядом с отелем «Гранд М» есть шикарная роща из дубов (да! да! в Средней Азии растут и они), колючих акаций и еще каких-то других удивительных деревьев и кустов. Нашел семена акации, попробую посадить в Хабаровске. Вдруг выдержит наши зимы?

2-3 гостиница акация общий

Нашего гида Вали мы попросили на утро покатать нас по городу и отвезти нас в Нурату. Об этом городе я ещё в Хабаровске слышал от приехавших на Дальний Восток узбеков, что именно там готовят вкуснейший в мире тындыр-кабоб. Мне рассказали, как готовится это удивительное блюдо, да так увлекательно, что даже мне, человеку, в общем-то, равнодушному к мясным блюдам, захотелось посмотреть на процесс и попробовать его. Что уж тут говорить об известном кулинарном туристе Сергее Хамзине?

3-1 рынок

В общем, после осмотра местного рынка, который поражал обилием арбузов, дынь и демонстрировал любовь узбеков к мелким птичкам и рыбкам,

3-2 рынок птички

После прогулки по центральному парку Навои, где народ с удовольствием окунается в технологическое озеро для нужд местного химического гиганта. Нет, нет, вы только не подумайте, что комбинат сливает туда отходы. Озеро, как нам объяснили, существует на всякий случай, вдруг авария и понадобится большое количество воды для тушения.

4-1 озеро

Навои, хотя и назван именем средневекового поэта, философа и государственного деятеля 16 века Алишера Навои, представляет собой классический индустриальный город советской застройки. Ему около полувека. Здесь добывают высококлассное золото, и работает химический комбинат. Раньше до 80 % местного населения были приезжими со всех уголков СССР.

5-0 город общий

Русских тут особенно много и теперь. Популярны советские автомобили. Мы видели старенькие "Москвичи-Комби" и даже вот такой «навороченный» запорожец с двигателем от БМВ. За рулем вполне респектабельный молодой узбек. Видимо, все советское в Навои – это своеобразный кич.

5-1 запорожец

Отправляясь в Нурату, попробовать знаменитый тандыр-кабоб, а заодно посетить одну из святынь исламского мира, нашему гиду Вали потребовалось заправить автомобиль. Почти все машины в Узбекистане ездят на газе. Это почти в два раза дешевле бензина. Правда, в багажник, который занят баллоном, уже ничего крупногабаритного не положишь.

6-3 заправка

На газовой станции мы застали аншлаг. Огромная очередь из жёлтеньких такси, автобусов, грузовиков и частников толпилась к колонкам с метаном. Как только я достал фотоаппарат и камеру, чтобы сделать пару кадров, рядом со мной оказался сотрудник станции.

6-1 заправка общий

«Зачем снимаете?» - спросил он строго. «Снимаю газовую станцию, а нас на Дальнем Востоке России таких нет», - объяснил я. «А!!! Раз вы из России, то снимайте спокойно», - одобрительно кивнул начальник заправки.

6-2 заправка очередь

Заполнив баллоны газом под завязку, мы отправились в путь. Сперва из окна старенькой машины узбекской сборки, которая сыпется почти так же, если не больше, нашего отечественного автопрома, нам показались окраины Навои.

7-0 стройка

Здесь возводится довольно много жилья, как частных домов, так и многоквартирных.

7-1 стройка

Я уже писал на основе рассказа таксиста из Бухары про систему безпроцентных госзаймов, которые правительство Узбекистана даёт молодым семьям на 15 лет для покупки собственных квадратных метров.

8-1 пустыня

Далее началась с хлёсткого слова моего коллеги Сергея Хамзина пустыня. Если быть более точным, то это – полупустыня.

8-2 пустыня ослы

Песок и камень довольно густо покрыты верблюжьей колючкой.

8-5 колючка

Наверняка мы все помним из учебников по биологии за среднюю школу про это удивительное растение. У него невероятно глубокий корень, который дотягивается до глубоких грунтовых вод.

8-4 нурата надпись

Остановившись на перевале с надписью Нурата, у нас была возможность рассмотреть полупустынную растительность ближе.

9-1 саксаул

Вот эти кусты я сперва принял за облепиху. Но какая же сибирская ягода в такой жаре. Это обычный для Средней Азии саксаул. Именно это растение стало главным секретом успеха мяса из Нураты. Вот хозяин тандыр-кебоба показал нам сваленные запасы дров саксаула.

9-2 саксаул дрова

Именно в такой особенной конструкции печи, и только на дровах из саксаула можно приготовить молодого барашка так, как это делают в Нурате.

9-3 кебоб печка

Но не только вкусным мясом и гостеприимством славится этот городок. Тут расположено одно из природных чудес Средней Азии – чашма. Так называют комплекс вокруг уникального источника целебной воды.

92-2 азиз

Очень хорошо говорящий на русском языке дедушка Азиз, который служит при этом комплексе экскурсоводом (после окончания Белгородского пединститута он работал учителем русского языка и летуратуры) рассказал:

«Ученые установили, что много столетий назад в этом месте упал метеорит, из-под земли забил источник особой воды, она не меняет свою температуру +19,5 градусов по Цельсию ни жарким летом, ни холодной зимой. В воде живёт форель, но ловить и есть её нельзя. Она ядовита, слишком много накапливается в ней сильных минералов, которые в малых дозах полезны для купания».

91-0 нарута мечеть

Народ приходит рыбами только любоваться, охотно подкармливая их принесенными с собой лерешками.

92-3 рыба

92-4 рыба крупно

Само название города Нурата историки связывают с заложенной больше 2 тысяч лет назад в этом месте Александром Македонским крепостью Нур.

92-5 рыба хзроители

Вокруг источника святой воды уже в исламские времена выросла мечеть Джума. В ней хранятся мощи пророка Нур-оты. Местные говорят, что священное паломничество (хадж) в Мекку и Медину нужно начинать именно отсюда.

92-6 нарута красоты

Кстати, говорят, что по утрам из источника исходит какое-то странное свечение. Но мы его, к сожалению, не заметили или не разглядели. Да и не утро уже было.

93-0 пролщангие

Вернувшись в Навои (из Нураты туда около часы езды на машине), мы отправились в гости к Нине-апа. Она живёт в частном доме совсем недалеко от вокзала. Там проводит лето. Числится за ней еще и квартира в самом городе. Недвижимость пенсионерка пока безуспешно пытается продать. Дети её уже переехали в Россию, супруг умер. Соседи очень её поддерживают, дружна она со многими узбеками, в чём мы убедились. Но дети есть дети, да и Родина зовёт. Однако продать недвижимость в Навои оказывается не так просто. Молодежь рассчитывает на государственную ипотеку, а большинство местных просто нет свободных денег. Узбекистан, всё-таки, не очень богатая страна.

На утро Нина-апа и Вали проводили нас на вокзал на поезд до Самарканда. Расставание было очень трогательным. Уверен, что нашедшиеся родственники будут поддерживать и дальше отношения. Подумал о себе, ведь я тоже могу восстановить родственные отношения с людьми из самых разных уголков России. Надо планировать новые путешествия!

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (2) Пинги (0)
  1. Это путешествие в «пустыню». мне показалось самым интересным. Я все себе так ясно представила. но бараний жир это уж слишком.

2. Да, бараний жир — это слишком: я потом весь день болел от переизбытка баранины, оказывается, когда много ешь баранину, повышается давление. А мне куда уж его повышать дальше? Да и печень была не очень довольна бараньим жиром…

Нет обратных ссылок на эту запись.