Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

6Июл/153

ОНЛАЙН-РОМАН «ЖАРКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». ГЛАВА 3

DSCN7643 (800x450)До отхода пассажирского поезда Бухара – Ташкент остается 10 минут. Я удобно устроился на столике с ноутбуком и пишу эти заметки. В вагоне не просто жарко, а ужасно жарко. Как, впрочем, везде в Бухаре. Проводник обещал, что в пути следования будет работать кондиционер, но пока мучаемся.

До Навои – места нашего выхода, ехать 2 часа, до Ташкента – 10 часов. Есть в поезде и общий вагон, и плацкартный, и СВ. Нам можно было бы взять места и в общем сидячем вагоне за 500 рублей, но мы же отдыхать красиво умеем! Поэтому взяли CВ за 1041 руб. на человека. Зато комфортно!

DSCN7650 (800x450)

Второй день пребывания в Бухаре начался с завтрака. Отличался он от завтрака вчерашнего только тем, что вместо дыни подали виноград и сливы. Но всё равно всё было вкусно.

DSC_0202 (800x530)

Этот день мы решили провести в летней резиденции последнего бухарского эмира. По преданию, это одно из самых продуваемых и нежарких мест в Бухаре. В советские времена там открыли санаторий, сейчас провели реставрацию и открыли музеи. Взяли такси и поехали. Экскурсию мы оплатили с гидом и нам в кассе сказали, что ждите парня в очках.

- Хорошо, что в очках, - сказал Данил, - значит, умный!

DSC_0210 (800x530)

Действительно, гид оказался очень знающий, экскурсию нам провел очень интересную, узнали мы много нового.

DSC_0241 (800x530)

Удивили в парке деревья, возраст которых более 100 лет.

DSC_0216 (800x530)

По тропинкам разгуливали гордые павлины.

DSC_0256 (800x530)

Резиденция последнего бухарского эмира находится в довольно безлюдном месте, и когда мы решили вернуться в старый город, ни одного такси рядом не было. В ожидании заветного транспорта сели за столик у ближайшего магазина и взяли нетипичное для Бухары пиво – «Чешское» и «Рижское». Оба сорта выпускает один из заводов в Ташкенте, одна бутылка 3000 сумов (60 рублей).

Мы уже и пиво выпили, а такси на горизонте так и не появилось. И тогда продавец магазина нам посоветовал вернуться в старый город на маршрутке. А почему бы нет? Стоил проезд 700 сумов (17 рублей), нам сказали, что лучше выйти на железнодорожном вокзале – максимально близкая к нашему отелю остановка. По дороге увидели классическую узбекскую повозку с ишаком. Попалась нам и похоронная процессия.

DSC_0275 (800x530)

В пути маршрутка не была пустой. На свободные места кондуктор постоянно зазывал других пассажиров, и пока все места не были заняты, маршрутка (кстати, наша «Газель») не ехала.

DSC_0277 (800x530)

И вот наша остановка. Вышли и решили посмотреть, где находится железнодорожный вокзал – всё-таки вечером нам отсюда уезжать. И каково же было наше удивление, когда выяснилось, что вокзал этот… недействующий! Там сейчас православный храм, а нужный нам вокзал находится в 15 км.

Зато наконец-то увидели работающий салон связи «Билайн» - сим-карты мы так еще и не купили! Зашли. В салоне всё очень цивильно и по современному.  Работала девушка-продавец и охранник. Встретили нас очень гостеприимно. Но для покупки симки требовались наши паспорта и регистрация в отеле. Увы, этих документов у нас с собой не было. Мы уже были готовы уйти, но девушка предложила нам всё оформить… на ее имя!

- Вы же в Узбекистане будете недолго, - предположила она.

На оформление двух симок ушло 10 минут и 30 тысяч сумов (около 600 руб., при этом мы еще положили денег, чтобы их хватило на звонки в Россию). Вот вам еще один пример местного гостеприимства.

DSC_0284 (800x530)

На обед мы решили пойти в ресторан из разряда «фэшен» - то есть, в дорогой. Выбрали ресторан «Бухара». Мы еще не успели переступить порог, как к нам выбежали два парня и принялись зазывать.

DSC_0285 (800x530)

Внешне ресторан действительно смотрелся шикарно и дорого. Были даже проложены трубки, из которых распылялась холодная вода.

DSC_0288 (800x530)

Но мы не стали оставаться на улице – хотя столиком там было не мало, и зашли в помещение с кондиционером. Нашему примеру потом последовали все туристы, заходившие потом в ресторан.

DSC_0293 (800x530)

Цены на блюда были доступные – от 180 рублей. Увы, не было шурпы, поэтому заказали мы два классических узбекских лагмана (9000 сумов – 180 руб.). В Хабаровске я привык к двум типам лагмана – в виде супа и к жареному. Но бухарский лагман не похож ни на какой!

DSC_0304 (800x530)

Нам вынесли горку из мяса, лапши и капусты. При этом на дне был бульон – очень вкусный, приправленный местными специями. То есть такой лагман можно есть и как жидкое блюдо, и как второе.

DSC_0298 (800x530)

Заказали два салата: «Измир» (8000 сумов – 160 руб.) и «Нежность Бухары» (7000 сумов – 140 руб.). Первый состоял из языка, грибов, горошка, зеленого лука и всё это заправлено маслом.

DSC_0296 (800x530)

Второй – из индейки, сыра, яйца, помидоров, огурцов и майонеза. Не скажу, что салаты нас чем-то удивили – простенько, но со вкусом.

DSC_0314 (800x530)

На второе блюдо решили сначала заказать люля-кебаб (10 000 сумов – 200 руб.): надо же попробовать бухарский вариант люля-кебаба! И нас он удивил! На тарелке – классические колбаски из мясного фарша, но почему-то удивительно мягкие. При этом они были залиты подливкой, соус к ним не полагался.

DSC_0312 (800x530)

Оказывается, этот люля-кебаб готовится не на мангале, а в духовке! То есть, это скорее не жареный фарш, а котлета! Для нас такой кебаб, конечно, непривычен…

DSC_0309 (800x530)

Решили еще попробовать и рыбу в фольге (15 000 сумов – 300 руб.). Ничего особого, мне даже показалось, что ее пересолили.

Очень понравился сок лимона с мятой – по настоящему освежающий напиток!

DSC_0321 (800x530)

За обед со всеми напитками отдали 144 000 сумов (2800 руб.). Ушли из ресторана сытыми и довольными.

Обслуживала нас милая русская девушка по имени Наталья. Она не скрывала, что их Узбекистана скоро собирается уезжать – ради детей. На русском языке высшее образование здесь получить почти невозможно, а российские власти действительно помогают тем, кто решил вернуться на историческую Родину.

Помня о том, что при проверке документов на вокзалах и аэропортах у пассажиров могут возникнуть трудности, мы выехали из отеля за 2 часа до отправления поезда. В пути были около 15 минут.

DSCN7646 (800x450)

Железнодорожный вокзал в Бухаре разрушен. На его месте строится новый. Но полицейский пункт пропуска сохранился. Через сканер пропустили все свои сумки, тщательно дважды у нас проверили паспорта и билеты. Никаких претензий не было.

Состав уже подали, но никто из пассажиров не спешил заходить в вагоны – в них было очень душно. Пока ожидали посадки, поговорили на перроне с проводниками. И опять выяснилось, что каждый как-то связан с Дальним Востоком: кто-то служил у нас, у кого-то здесь работают родственники…

В пути в вагоне уже было не жарко. Прока Данил мирно спал в вагоне (старая журналистская привычка: спать везде, где есть возможность), я написал вот эту главу. Через час уже будем в Навои, где меня ждет встреча с двоюродной тетей Ниной-апа Хамзиной-Беляковой, которую я никогда в жизни не видел…

ЗАМЕТКИ ДАНИЛА ГОРЧАКОВА

БУХАРА, ДО СВИДАНИЯ!

В воскресенье в Бухаре выдалась сравнительно прохладная для этих мест погода. Кажется, столбик термометра не достиг и 40 градусов. Это был завершающий день нашего обзорного знакомства с Бухарой. Посвятить его по совету местных жителей мы решили историческому комплексу Ситораи Мохи Хоса. Это в переводе на русский означает «дворец, подобный звёздам и Луне». Его возвели в окрестностях Бухары по приказу местного правителя эмира Алимхана в начале прошлого века. Строили по европейским лекалам, в том числе, и российские архитекторы.

После прихода в Средней Азии советской власти резиденцию эмира превратили в санаторий. Часть корпусов он занимает до сих пор. В остальных узбеки сделали ремонт и превратили их в серию различных музеев. Там можно познакомиться с бытом семьи последнего эмира Бухары, который в гражданскую войну бежал с басмачами в Афганистан, прожил в изгнании довольно долго и умер только в 1944 году.

Больше всего, кроме еще пахнущих свежей краской после недавней реставрации музейных корпусов, впечатляет богатый ботанический сад, заложенный также по приказу последнего эмира Бухары. Тут просто красиво и много павлинов. Гадят они, правда, как обычные куры везде и много.

По мере экскурсии нас то и дело атаковали работающие прямо в музее продавцы всякой всячины и мастера, которые тут же делают ювелирку и разные побрякушки. Пришлось раскошелиться и купить подарков. Одна бабушка-торговка на всякий случай надела нам на футболки какие-то фишки от сглаза. Бесплатно.

WP_20150705_001

Парк расположен на отшибе. Туда-то мы добрались на такси, а вот обратно с этим оказалось туго. По совету местных проехались на маршрутке. Билет 700 местных денег, это примерно как 17 рублей наших. Ездят маршрутки, как и почти весь транспорт, на газе.

WP_20150705_006

Он немножко дешевле бензина. По словам водителей, литр сжиженного газа стоит 2 200 сумов (около 40 наших рублей), бензина – 3 200 (около 60 рублей). Дороговато, согласитесь! При том, что в Узбекистане добывают собственные углеводороды.

WP_20150705_002

Меня рассмешило, что узбекская маршрутка (модель нижегородской «Газели», от которых хабаровские водители поспешили избавиться в первые месяцы после их появления на Дальнем Востоке) внутри оклеена смешными надписями на русском, типа «Ты не в «Билайне», каждый входящий платит!».

WP_20150705_003

Маршрутка довезла нас вокзала, который, как мы выяснили позже, работал в этом месте до Великой Отечественной войны. Зато мы подключились к местному «Билайну», чтобы экономить деньги на связи.

Оттуда уже отправились в «фэшн» ресторацию «Старая Бухара». Там было вкусно и умеренно дорого. Обслуживала нас очаровательная русская официантка Наташа. Само собой завязался разговор о положении русской диаспоры в Узбекистане. По её словам, узбеки к русским относятся уважительно, работают русские школы. Однако будущего для своих детей Наталья в среднеазиатской республике не видит.

«Все высшее образование уже переходит только на узбекский, - сказала она. – Что нам тут делать? У меня уже очень много друзей от Москвы до Читы. Зовут в Россию. Те, кто уехал по программе добровольного переселения соотечественников, хвалят эту программу. Говорят, реальную поддержку люди получили».

WP_20150705_009

Примерно такие же настроения мы услышали этим же вечером уже в другом узбекском городе – Навои. Тут у Сергея живёт тётя, которая также собирается перебираться в Россию. Но об этом подробнее в следующей главе, посвященной Навои.

WP_20150705_007

Стоит отметить, что Узбекистан делает довольно много, чтобы поддержать местное население, независимо от национальности. Пока мы ехали на такси до вокзала Бухары, в селах мы заметили целые кварталы строящегося жилья. Таксист Мурат рассказал, что эти индивидуальные частные дома возводят для молодых семей (возраст до 30 лет). Они получают от государства на их покупку 150 миллионов сумов (3 миллиона рублей) на 15 лет. Заём беспроцентный! Такая же программа действует и в городах.

DSC_0300 (800x530)

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (3) Пинги (0)
  1. Читаю Ваши дорожные впечатления, под неприкращающийся шум дождя, благодать. Зато восточная аура окружающая вас, просто бесподобна. Читаю завидую. исхожу слюной, отнюдь не от еды.

2. Мила, Данил спрашивает — а от чего можно исходить слюной, если не от еды?

3. От удовольствия смотреть новые места, и познавать мир!!!!!!

Нет обратных ссылок на эту запись.