Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

23Июл/152

ОНЛАЙН-РОМАН «ЖАРКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». ГЛАВА 18

DSCN8268 (800x450)Следующим пунктом нашего жаркого путешествия стал древний город Стамбул - бывшая столица Римской, Византийской и Османской империй. В аэропорту Стамбула мы просто оторопели от увиденной картины: очередь из тысячи пассажиров, которые стояли  «змейкой», чтобы пройти паспортный контроль. Такого размера очереди я еще никогда не видел! И большинство людей в ней – это женщины в черных одеяниях (хиджабах), в которых был лишь разрез для глаз.

Потом таких дам мы встречали много. По поводу их одеяний мы с Данилом много рассуждали. Нам было непонятно, КАК они ели, пили, целовались с любимыми. Было непонятно: если в такой одежде они ходят постоянно, зачем в своих чемоданах они везут столько вещей? Данил высказал предположение, что есть хиджабы вечерние, утренние, для купаний и т.д. Было непонятно, зачем женщины в таких одеяниях фотографируются: всё равно ведь не видно, кто на снимке. Удивила одна женщина в хиджабе, опоздавшая на следующий день на экскурсию: она слишком долго делала макияж! Зачем, если его все равно под одеяниями не видно? В общем, вопросов больше, чем ответов.

DSC_0147 (800x530)

Зато мы выяснили, что в Турции несколько раз предпринимались попытки отменить запрет на ношение хиджаба. В первый раз в 1984 в рамках политики «примирения с исламом», которую проводил премьер-министр Турции Тургут Озал. Однако под давлением светской общественности он вынужден был возобновить запрет в 1987 г. В 2008 г. правительство Турции под руководством Реджепа Эрдогана снова попыталось отменить запрет хиджаба в университетах, однако конституционный суд оставил запрет в силе…

Несмотря на многотысячную очередь на паспортный контроль, прошли мы его довольно быстро – за 45 минут. Я представил, как бы парализовала работу любого российского аэропорта такая очередь. Но в Стамбуле пограничники с ней справляются лихо.

Не успели мы получить багаж, как услышали какой-то непонятный шум. Десятки разгоряченных мужчин окружили одного и что-то стали скандировать. При этом телеоператоры активно снимали на камеры это представление (к ним присоединился и Данил, засняв всё это действие на камеру своего мобильного). Оказывается, так в стамбульском аэропорту встречали португальского  футболиста Рикарду Куарежма, который следующий сезон начнет в столице Турции, в местном клубе «Бешикташ». Насколько мне известно, "Бешикташа" Куарежма уже защищал в 2010-2012 годах. За два года португалец провел 46 матчей, в которых забил 18 голов. Его фанаты клуба любят, новость о приезде Куарежма стала одной из главных в местных теленовостях, в которых во время показа встречи футболиста в аэропорту мы с Данилом всё старались на экране увидеть и себя. Руку Данила с телефоном в итоге увидели…

Совершенно не имея представления о том, где находится наш отель, и сколько стоит проезд на такси до него, мы обратились за помощью к информационной стойке. Там тут же согласились помочь, сразу оформив поездку и в отель, и из отеля. При этом предупредили, что аэропорт, из которого мы будем улетать из Стамбула, располагается очень далеко от нашего отеля. За поездку в оба конца с нас взяли 350 турецких лиры (это примерно 7700 рублей. Много это или мало, мы так и не поняли. Зато ехали в очень большом комфортабельном автомобиле – точнее, в микроавтобусе марки «Мерседес»…

DSCN8277 (800x450)

К отелю мы приехали примерно через полчаса. Водителю удавалось лихо избегать пробки на дорогах и протискиваться по узким улочкам старого Стамбула. Наш отель Amiral Palace находился в самом центре древней столицы и имел статус 4 звезды. На ресепшене встретили очень приветливо и тут же сказали, что с нас… 40 долларов! За что? Оказывается, нас встречал в аэропорту представитель отеля с машиной, чтобы отвезти в отель! Вот за его «холостной» ход с нас и взяли 40 долларов! «Зачем вы заказывали такси? – мило поинтересовался администратор гостиницы. – Вам же полагается трансфер из аэропорта!». Ага, полагается! Вот только если бы кто-нибудь еще сказал нам об этом… Впервые в жизни пришлось заплатить за не оказанную услугу. Интересно, а с точки зрения защиты прав турецких потребителей это законно? В итоге, такси в Стамбуле в отель и из отеля нам обошлось почти в 10 тысяч рублей! Кто еще так красиво умеет пользоваться услугами такси?

DSCN8259 (800x450)

Номер в отеле был очень уютный. Главное, что хватало розеток и… полотенец. Обычно в гостиницах это главный дефицит…

DSCN8263 (800x450)

Вечером мы пошли ужинать в самый ближайший к отелю ресторан. Их тут не просто много, а очень много.

DSCN8280 (800x450)

И у всех – свои зазывали, которые мастерски строили туристам глазки и говорили на всех языках мира.

DSCN8265 (800x450)

Быть в Турции и не попробовать местный кебаб мы посчитали преступлением, и заказали его. Порция вдохновила, а вот сухость кебаба – не очень. При этом мне он показался очень перченным.

DSCN8266 (800x450)

Удивила заказанная долма. Она была холодной и с.. брынзой! Такой долмы я еще никогда не ел. Вкусно, но у меня было ощущение, что виноградные листья были далеко не свежими…

DSCN8289 (800x450)

Следующий день в Стамбуле мы провели в экскурсиях по самым знаменитым достопримечательностям.

DSCN8299 (800x450)

Сегодня Стамбул - крупнейший город Турции. Расположен он на берегах пролива Босфор, разделяющего его на европейскую и азиатскую части, соединённые мостами. По численности населения - третий город в Европе.

DSCN8311 (800x450)

Впечатлил, конечно, Собор Святой Софии (Айя-Софья) - бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья.

DSCN8313 (800x450)

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

DSCN8308 (800x450)

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

DSC_0135 (800x530)

Потом мы приобрели путевки и отправились на прогулку на большом катере по проливу Босфор. Этот пролив между Европой и малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного.

DSC_0127 (800x530)

На обеих сторонах пролива и расположен Стамбул.

Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина — 700 метров. Глубина фарватера от 33 до 80 м.

DSC_0129 (800x530)

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 г.) и мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 г.) в 5 км к северу от первого моста. Мы видели, как строится третий автодорожный мост в северной части пролива на побережье Чёрного моря. Мост, протяжённостью 1275 метров, свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью.

DSCN8322 (800x450)

Проплавали мы почти 6 часов. За это время всех туристов довольно вкусно покормили: хотя и был «шведский стол», но мини-кебабы на мангале были просто восхитительны.

DSCN8323 (800x450)

Но это не помешало нам с Данилом во время небольшой стоянки на пирсе, зайти в один из ресторанчиков и попробовать местной шаурмы (так представили нам это блюдо). Довольно необычное блюдо: в хрустящее куриное филе были завернуты кусочки рыбы с грибами. Вместо майонеза использовался сыр.

DSCN8326 (800x450)

В аэропорт мы выехали из отеля почти за 5 часов, и правильно сделали! Пробки в Стамбуле просто фантастические!

Интересно, что к машинам, стоящим в пробках, смело подходят торговцы и предлагают купить лепешки, зарядки для телефонов, воду, жареную кукурузу и даже букеты цветов. Но торговля шла очень вяло…

В аэропорту мы провели почти 5 часов: долгая регистрация, прохождение паспортного контроля, ожидание рейса, который задержали почти на час. В итоге около часа ночи мы взлетели в воздух: нас ожидал солнечный Краснодар…

ЗАМЕТКИ ДАНИЛА ГОРЧАКОВА

СТАМБУЛ – ЭТО ВСЁ-ТАКИ ГОРОД КОНТРАСТО

Аэропорт Ататюрк, названный именем основателя и первого президента Турецкой республики Кемаля Ататюрка, который перевел погибшую в «мясорубке» Первой мировой войны Османскую империю на новые европейские рельсы, произвёл на нас неизгладимое впечатление. Чем-то зрелище внутри напомнило кадры из ранних «звездных войн», где в космопортах наблюдалось скопление огромное скопление самых разных существ.

1-1 сперанские в аэропорту

Близость к Ближнему Востоку в Турции видна во всем. Здесь очень много женщин, закутанных с макушки головы до пят в чёрные одеяния с маленькой прорезью для глаз, мужчин в одежде бедуинов.

1-2 аэропорт

Вся эта людская масса становилась в огромный лабиринт к окошкам для паспортного контроля. Каких только паспортов на руках у пассажиров не было: Оман, Саудовская Аравия, США, Китай, Россия, Катар, Нигерия и так далее.

1-3 мы в аэропорту

Встали в эту очередь и мы. К чести турецких пограничников, двигалась она довольно живо.

1-5 бишикташ

Пройдя контроль, мы стали свидетелями, что турки – заядлые болельщики. Одним из рейсов в Стамбул прибыл из Ганновера полузащитник "Порту" Рикарду Куарежма, который должен подписать контракт с клубом турецкой Суперлиги "Бешикташ". Его встречали множество телевизионных камер, сотни людей снимали все на мобильные телефоны, болельщики орали кричалки.

1-6 бешкиташ улица

Крики продолжадись и на улице. Эта кадры мы сделали из окна мноуровневой парковки, куда поднялись после того как поменяли 200 долларов примерно 500 местных лир, оставив 350 из них за услуги такси из аэропорта Ататюрк до гостиницы, плюс доставка на следующий день в аэропорт Сабиха Гёкчен, в 50 километрах от города.

2-1 амирал палас

В гостинице в старом городе нас ждал еще один неприятный сюрприз. Выяснилось, что администрация гостиницы «Амирал палас» отправила за нами в Ататюрк машину. За просто нам пришлось отдать еще 40 долларов. Услуга, даже не предоставленная, в Турции должна быть оплачена!

2-2 таксисты

Таксистам тут, как кажется, живется очень неплохо!

2-3 автопробег в монголию румыния

Хотя многие европейцы приезжают в Турцию на своих машинах. Мы же жили в европейской части города! Рядом с гостиницей припаркованным стоял джип с румынскими номерами и эмблемами автопробега из Бухареста в монгольский Улан-Батор.

2-4 рестораны

Вечером первого дня мы отправились побродить по узким улицам старого Стамбула. Здесь неимоверное множество уличных ресторанчиков. Есть даже места, где можно поесть китайскую или корейскую кухни.

2-5 плохая кафешка

В первом ресторане нас едва силком не затащили за столик. По-английски я пообещал, что мы обязательно заглянем к ним. Погуляв еще чуть-чуть, на нас с такими же настойчивыми просьбами-требованиями накидывались другие зазывалы. Одному из них я объяснил, что мы уже пообещали поужинать у его соседа.

«Вы сделаете большую ошибку!» - в сердцах бросил турок.

Кто бы знал, как он будет прав! За столиком кафе, где мы пообещали отужинать, к рнам то и дело приставали уличные исполнители на каких-то барабанах, нищие. Все это мы снимали на мою маленькую видеокамеру. Утром мы ее не обнаружили. Забыли в темноте кафе, скорее всего, оставили ее на сиденье. Но владельцы кафе развели руками, ничего не находили, ничего не знаем. Жаль, что вместе с камерой пропал внушительный кусок съёмок нашей поездки по грузинским Аджарии, Гурии и Имеретии, где у нас сломалась машина.

3-1 настоящая софия

Компенсацией за излишние траты на такси и камеру стало знакомство с историческим Стамбулом. Сперва мы пешком прогулялись к некогда самому большому храму христианского мира собору Святой Софии. После прихода в эти земли турков и завоевания Константинополя в 1453 году, его использовали попеременно православные и мусульмане в качестве культового здания.

3-2 совия музей

Сейчас там музей. Турки на свой манер называют его «Айя-Софья». Рядом – голубая мечеть, которая, как и многие мечети Стамбула, очень похожа на Софийский собор.

3-3 голубая мечеть

Затем мы смогли выспаться в туристическом автобусе, который виртуозно колесил между гостиницами по невероятно узким, да еще и заставленным неправильно припаркованными машинами, улочкам Стамбула. Он собирал участников тура на пароме по проливу Босфор.

4-1 паром ждем

Особенно долго ждали молодую пару откуда-то из арабских стран. Пока гид торопил их в роскошной гостинице, наш водитель сделал с нами на борту несколько кругов по местным кварталам. Остановить было нельзя, иначе мы бы парализовали движение.

Примерно через полчаса такой карусели, в автобус запрыгнул гид, хорошо одетый парень и девушка в чёрном одеянии с прорезью для глаз. Сергей по этому поводу отметил: «Видно дама слишком долго красилась!!!». В мусульманской бурке ее косметика «заметна» окружающим особенно ярко!

4-2 паром поплыли

По 35 евро за экскурсию с нас сняли по карточке прямо рядом с бортом парома. Потом было еще ожидание остальных автобусов с туристами. И вот примерно через час мы отправились в путь.

4-3 паром плывем

Погода была замечательной. Мы прошлись под двумя огромными мостами Стамбула между Европой и Азией и еще несколькими маленькими.

4-4 виды пролива

Большие мосты проложены через основной проход так, что под ними легко проходят огромные океанские лайнеры.

5-1 под мостом

Движение по Босфору очень бойкое. Вот российское судно – "Профессор Кацман" (Сергей сделал предположение, что судно так названо в честь директора Хабаровской синагоги Вадима Алексеевича Кацмана).

5-3 профессор кацман

Почти на выходе из Босфора в Чёрное море мы увидели грандиозную стройку третьего моста из Европы в Азию. Он обойдется бюджету Турции в 3,5 миллиардов долларов США. Закончить его планируют к 2018 году.

6-1 новый мост

Сейчас два моста через Босфор просто не справляются с транспортным потоком. Об этом нам рассказал таксист, который вез нас в новый аэропорт на азиатской части Стамбула. Пяти километровый участок мы преодолевали дольше часа.

Стамбульские пробки – благодатная среда для всяких торговцев и нищих. Что они только не впаривают, расхаживая между застрявшими на трассе машинами.

Закончилась пробка только в Азии. Вообще азиатская часть Стамбула кажется более развитой. Небоскребы, новые стройки, более удобный аэропорт. В общем с возвращением нас в родную Азию!!!

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (2) Пинги (0)
  1. Мне кажется, вы уже подустали слегка.

2. Силы еще есть, но названия городов из которых пребываем, уже стали путать…

Нет обратных ссылок на эту запись.