Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

16Июл/150

ОНЛАЙН-РОМАН «ЖАРКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». ГЛАВА 11

DSCN8028 (800x450)Культура общепита в Алматы своя. Не редкость увидеть на двери одного ресторана сразу два объявления: «Закрыто» и «Ждем вас круглосуточно». Слишком рано открываться кафе и рестораны здесь не любят: найти место для завтрака весьма проблематично. А еще очень забавно смотрится, когда, к примеру, в чешском «Швабском ресторане» официанты одеты в национальные чешские костюмы, но при этом все они… казахи!

В местных СМИ запрещено называть жителей Казахстана казахами. Правильно писать и говорить «казахстанцы». Если СМИ заявляет о себе как двуязычное, то внимательно контролируется количество публикаций на русском и казахском языках. Казахский язык объявлен официальным, а русский – языком общения. И пока мы не встречали никого, кто бы не говорил по-русски. Не попадались нам и те, кто, услышав русскую речь, при разговоре с нами переходили на казахский язык. Наоборот, все местные жители очень милы к нам, готовы помочь и подсказать всё, что нас интересует. Например, вечером спросили у одного казахского паренька, где ближайшие цветочные киоски. Так он достал свой смартфон, зашел в какую-то программу и на экране показал несколько работающих цветочных киосков около нашего отеля.

В местных киосках с прессой легко купить газеты, которые в России давно под запретом так как «неправильно» пишут о событиях на Украине. Вообще нужно отметить, что понятие «свобода слова» для Казахстана – не пустой звук, она действительно есть.

В местных кафе и ресторанах к общему счету всегда добавляют 10 процентов за обслуживание. С одной стороны – удобно: не надо рассчитывать, сколько оставить чаевых. Но с другой стороны это порой раздражает. Зашел просто выпить бокал пива за 500 тэнге, а тебе счет выписывают на 550 тэнге. За что? Официант просто подал мне бокал. Оказывается, за обслуживание! Такое ощущение, что официантам здесь вообще не платят зарплату и они таким образом «побираются»…

DSC_0386 (800x530)

Накануне зашли в удивительный ресторан «У апы Тани». Первое ощущение: попали в музей! Такая красота и роскошь! Даже мебель антикварная. Сначала мы испугались, что это что-то типа «Султан Базара» в Хабаровске, где такая же роскошь и где мешают посетителям кушать. Слава Аллаху, «У апы Тани» посетителям дают возможность покушать и покушать вкусно. Данил Горчаков даже отметил, что нас как будто пустили в музей и разрешили в нем пообедать.

DSC_0387 (800x530)

Решили здесь попробовать блюда из конины, благо, официантка пояснила, что конину они выращивают сами.

DSC_0393 (800x530)

Данил заказал себе свекольник из конины (1500 тэнге – 500 руб.), я – борщ из конины (1500 тэнге - 500 руб,).

Удивительно, что свекольник Данил обильно посыпал солью, а мой борщ был так пересолен, что хотелось посмотреть в добрые глаза влюбленного кулинара. Но в целом конина была превосходной, очень мягкой и с необычным вкусом.

DSC_0399 (800x530)

На гарнир каждый из нас заказал картофель-фри (1000 тэнге – 330 руб.). Порезан он было очень крупно, зато внутри оказался мягким.

DSC_0388 (800x530)

Из напитков выбрали зеленый чай (1500 тэнге – 500 руб.).

Общий счет – 6050 тэнге (2015 руб.).

В этом ресторане посмотрели на «новых казахов»: несколько мужчин демонстративно громко разговаривали о покупке каких-то птицефабрик, при этом друг другу передавая крупные денежные суммы и при нас подписывая документы на покупку недвижимости. Как говорится, понты дороже денег…

В прошлой главе я уже писал, что вечером мы собрались на ужин к моей бывшей коллеге по Хабаровскому киновидеопрокату Зое Спиридоновне Григорьевой, которая пятый год живет в Алматы.

DSCN7999 (800x450)

Встретила она нас очень тепло. Естественно, было много приятных воспоминаний, наговориться мы не могли долго…

DSC_0295 (800x530)

А до этого счастливого момента мы успели съездить на легендарный каток «Медео». Спорткомплекс «Медео» был построен в 1972 г. в одноимённом ущелье, в 15 км от города Алматы. «Медео» называли «фабрикой рекордов», так как за 33 года на льду высокогорного катка было установлено 126 мировых рекордов.

DSC_0277 (800x530)

Уникальная особенность катка, расположенного на высоте 1700 м, в разрежённом воздухе и высоком качестве льда, обеспечивающимся чистой горной водой без примеси солей. Кроме того, «Медео» — каток с самой большой в мире площадью ледового покрытия.

DSC_0310 (800x530)

Мне трудно пояснить, почему в далеком детстве я с удовольствием всегда смотрел фильм казахских режиссеров Асхата Ашрапова и Сапара Сулейменова "Встречи на "Медео". Вроде бы банальная история о подготовке двух конькобежцев к соревнованиям. Но что-то меня в этой картине завораживало. И вот только сейчас я понял что: красота и свободный дух "Медео"! Осуществилась еще одна моя мечта: я побывал на легендарном катке "Медео" и сам почувствовал его свободный дух! И на ум сразу пришли стихи Галины Панковой:

Я сегодня была на "Медео"

Ах, какая же там красота,

Горы, сосны и снежные ели

Бахромою ложатся снега.

Воздух чист и лазурное небо…

Звуки, чувства и запах зимы,

Я сегодня, как птица…летела

В даль небесную, к милому в сны...

DSC_0302 (800x530)

Выше спорткомплекса расположены селезащитная плотина и горнолыжный комплекс «Чимбулак» (иногда здесь пишут «Шимбалук»).

DSC_0374 (800x530)

Урочище Чимбулак находится на территории Иле-Алатауского национального парка на высоте 2200—2500 м. Благоприятные природные условия привлекают туристов, альпинистов, горнолыжников к этому району с доступным рельефом, позволяют прокладывать лыжные трассы с перепадом высот 900—1000 м. В связи с этим с 1954 года здесь начала функционировать горнолыжная спортивная база «Чимбулак».

DSC_0355 (800x530)

Подняться на самую высокую точку «Чимбулака» можно по современной канатной дороге, которая начинается в 800 метрах от катка «Медео» и стоит билет на нее всего 1500 тэнге (500 руб.).

DSC_0379 (800x530)

DSC_0341 (800x530)

Первая секция канатной дороги ведёт к нижней точке горнолыжных трасс «Чимбулака», где находятся прокат лыж, сноубордов и оборудования, закусочные и рестораны.

DSC_0365 (800x530)

Вторая секция канатной дороги ведёт примерно в середину трассы, откуда уже можно начинать спуск или сделать пересадку на третью секцию дороги, которая приведёт на самую высокую точку «Чимбулака», Талгарский перевал, находящуюся выше облаков.

DSC_0360 (800x530)

В марте 2013 года российский журнал «Форбс» включил «Чимбулак» в десятку лучших безвизовых для россиян горнолыжных курортов. Вот на таком легендарном курорте мы побывали!

DSC_0333 (800x530)

Увидели мы в горах и сероводородный источник, который дал нам возможность с Данилом полюбоваться на женщин в купальниках.

DSC_0325 (800x530)

Правда, Данил всё-таки больше любовался красотами природы вокруг и торопился их запечатлеть на камеру…

DSCN8022 (450x800)

Утро нового дня в Алматы началось у нас с вкусного завтрака в стильном ресторане «И.В. Мичурин».

DSCN8007 (800x450)

Ресторан нас поразил размерами  порций своих блюд.

DSCN8014 (800x450)

К примеру, заказал каждый из нас яичницу (1300 тэнге – 430 руб.) и принесли нам сковороду с яйцами с двумя большими гренками со сливочным маслом!

DSCN8016 (800x450)

А когда мы решили каждый из нас заказать еще бутерброд, запеченный на огне (750 тэнге – 250 руб.), официант нас остановила: бутерброд – это разрезанный пополам батон, наполненный овощами и сыром! Хватило нам и одного.

DSCN8019 (800x450)

Данил еще решил попробовать особенное картофельное пюре (360 тэнге – 120 руб.) – с кусочками… кожуры картофельной и с грибами.

DSCN8018 (800x450)

Я заказал рисовые чесночные шарики, обжаренные во фритюре (380 тэнге – 133 руб.). Такого чуда я еще не ел! Надо обязательно попробовать нечто подобное у себя дома.

DSCN8011 (800x450)

Из напитков мы пили зеленый чай «Сенча» (750 тэнге – 250 руб.) и «Ройбуш кофе» (450 тэнге – 150 руб.).

DSCN8010 (800x450)

Всего за завтрак заплатили 4389 тэнге (1450 руб.).

DSC_0478 (800x530)

После обеда мы поехали на родину Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – в город Ушконыр (бывший Шамалган, там до сих пор живет родной брат Президента - Булат Назарбаев, недавно добрые земляки сожгли его баню).

Я уже писал, что нам в поездке везет на встречи с интересными людьми.

DSC_0403 (800x530)

Знакомьтесь еще с одним из них – Нурканат Хожамуратов. Для нас просто Нурик. Ему всего 23 года, но вместе со своим другом он уже открыл в городе Каскелен  образовательный центр и за деньги учат там молодых людей по разным направлениям. Сам Нурик по специальности бухгалтер, говорит, что очень хорошо умеет считать деньги. Так как сейчас у всех каникулы, образовательный центр почти не работает, поэтому Нурик имеет возможность после обеда подрабатывать гидом. Несмотря на юный возраст, Нурика отличает воспитанность, уважение к старшим и безразмерная любовь к родному Казахстану.

Судя по Нурику, он был тоже в восторге от нас - когда еще ему на жизненном пути встретятся такие удивительные люди, как я и Данил? Степень уважения Нурика к нам проявилась в том, что он даже нас пригласил на свой день рождения!!! Жаль, что в его праздник мы уже будем в Грузии - такова непростая судьба путешественников...

Именно Нурик стал нашим гидом в поездке сначала на Родину Назарбаева, а потом в горы – к границе Казахстана и Киргизии.

DSC_0429 (800x530)

Красоты гор Казахстана не передать словами.

DSC_0464 (800x530)

Горы с удивительной растительностью, волшебный воздух и… желание летать!

DSC_0454 (800x530)

Мы почти доехали до границы с Киргизией, но дальше нас не пустила охрана.

DSC_0466 (800x530)

Зато там мы познакомились с еще одними интересными людьми – чеченцем Дандышем Беглаевым и казахом Заманбеком Бексултановым. Дандыш рассказал нам, что он из семьи чеченцев, переехавших в Казахстан после чеченской войны. Три года назад ездил на Родину. Отметил, что в Казахстане (а конкретно в его городке) люди разных национальностей живут очень дружно. И дружба с Заманбеком – яркое тому подтверждение. Я ему сказал, что так и должно быть.

Заманбек собирается дальше идти учиться на журналиста и знакомство со мной для него это  - знак судьбы. Я посоветовал ему для начала на моем сайте прочитать книгу "Занимательная журналистика" и пообещал помочь советом, когда он будет поступать в один из университетов Алматы на журналистику.

Мы сфотографировались на память и поехали дальше: Нурик пообещал нас отвезти в настоящее казахское кафе.

DSC_0499 (800x530)

DSC_0492 (800x530)

DSC_0484 (800x530)

И это было не просто казахское кафе, это было национальное кафе – с юртами, кумысом и огромным количеством блюд казахской кухни.

DSC_0506 (800x530)

DSC_0510 (800x530)

Учитывая, что недалеко от кафе Родина самого президента Назарбаева, главный салат в меню носит гордое название «Президент салат» (500 тэнге – 165 руб.). В его состав входит конина, помидоры, огурцы, сыр и… майонез! Мы сразу попросили исключить майонез, помня о встрече с ним Данила в Ташкенте. Нам салат подали с оливковым маслом. Поверьте, замена майонеза на масло ему пошла только на пользу!

DSC_0511 (800x530)

Заказали мы и салат «Кавказский» (800 тэнге – 270 руб.). Он нас ничем не удивил – просто овощи с брынзой и зеленью.

DSC_0509 (800x530)

Больше порадовала хлебная корзинка – узбекский лаваш и казахские паурсаки (жаренные булочки).

Ну а дальше начался мясной праздник. Внимание! Под барабанную дробь и бурные аплодисменты я торжественно объявляю, что мы впервые с Данилом попробовали мясо верблюда – в блюде «Туйсе курдак» (1000 тэнге – 330 руб.)! Готов с вами поделиться своими ощущениями.

DSC_0532 (800x530)

Мясо верблюда напоминает телятину, но немного жестковато и имеет сладковатый привкус. В пищу употребляют многие части верблюда: от мясистого языка до похожего на кнут хвоста. Верблюжатина, не имеющая внутренних жировых прослоек, считается диетическим продуктом. Мясо верблюда, как и другое мясо, можно жарить, варить, тушить. Самым лучшим считается мясо с горба верблюда, его обычно жарят со специями или готовят рагу. Мясо с бедра перекручивают в фарш и готовят котлеты или тефтели, запекая их в маринаде. Мягкие ступни жарят на открытом огне, обильно приправляя специями. Желудок и сердце обычно тушат с овощами.

DSC_0536 (800x530)

Верблюжатина полезна для здоровья кожи и слизистых оболочек, нервной и пищеварительной систем. Микроэлементы, входящие в состав мяса, регулируют сахар в крови. Мясо верблюда содержит антиоксиданты. Верблюжатина богата фосфором, калием, железом, витаминами В1, B2, B9, PP, C, E и A. Она не имеет внутренних прослоек жира, является диетическим продуктом. В Арабских странах верблюжатину считают отличным средством для повышения потенции.

DSC_0526 (800x530)

С кониной мы заказали национальное казахское блюдо бесбармак (не путать с татарским бешбармаком!) (1200 тэнге – 400 руб.).  Бесбармак (образованное из «бес» и «бармак») в переводе с тюркских языков означает «пять пальцев», поскольку во время еды кочевники не использовали столовые приборы. Его едят руками, запивая из пиал сурпой — насыщенным мясным бульоном. Это довольно жирное блюдо – в Казахстане его делают из конины. Иногда смешивают 4 вида мяса: баранина, говядина, конина и верблюжатина. Отварное горячее мясо выкладывают на тонкие кусочки теста, отваренного в мясном бульоне (сочни), и сдабривают крупно нарезанным, чуть притушенным луком. Но в этом кафе мы специально попросили в бесбармак добавит еще и популярное у казахов блюдо казы – мы его еще здесь не ели, хотя много о нем наслышаны! Казы — это колбаса из конины в кишке, мясо для которой используют очень жирное и обязательно маринованное с чесноком, солью и черным перцем. Нашу просьбу выполнили. После первой порции казы нам пришлось съесть «Мезим»…

DSC_0529 (800x530)

Заказали мы и манты с бараниной (600 тэнге – 200 руб.). Но что еще нового я могу рассказать вам про манты?

DSC_0538 (800x530)

За волшебный казахский обед мы отдали 9300 тэнге (3100 руб.). Но удовольствие получили огромное! Теперь то уж точно мы знаем, что такое традиционная казахская кухня!

ЗАМЕТКИ ЛЮБИМОГО МНОГИМИ ВАМИ АВТОРА ДАНИЛА ГОРЧАКОВА ПОЯВЯТСЯ ЧУТЬ ПОЗЖЕ.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.

Нет обратных ссылок на эту запись.