Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

22Июл/141

ОНЛАЙН-РОМАН «МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ», ГЛАВА 9 «ВСТРЕЧА С ГРУЗИЕЙ»

Среди серпантина армянских горных дорог вдруг неожиданно впереди показалось скопление машин и людей.

- Подъезжаем в армяно-грузинской границе, - пояснил нам наш таксист Арман.

При это в его голосе не было ни капли волнений, и его уверенность передалась нам.

- При проезде армянского пограничного пункта даже из машины выходить не будем, - сказал Арман.

- А как же сумки? Их не будут проверять? Вдруг мы вывозим что-то ценное для Армении?  - поинтересовался я.

- Всё ценное из Армении уже вывезли и без вас!

Подъехали к пограничному пункту. Почему-то армянские пограничники были одеты в форму российских пограничников. Арман протянул в окошко свой и наши паспорта. Пограничник, зевая, поставил штампы, и махнул рукой: мол, проезжайте! Вот так, всего за минуту мы прошли пограничный контроль!

- С грузинами посложнее будет, - предупредил Арман. – Надо будет со своими сумками пройти пограничный контроль.

Нехотя мы вышли из машины, подхватили свои сумки, которые после Армении заметно потяжелели, и зашли помещение со стеклянными стенами. Внутри было безлюдно. Сразу работали три пограничных кабинки. Данил пошел в одну, я в другую. Там без лишних вопросов поставили в наши паспорта штампы о въезде на территорию Грузии. Мы уже готовы были подхватить сумки и полноценно вступить на гостеприимную грузинскую землю, но меня остановили:

- Вы везете лекарства? – спросила меня очаровательная грузинка в пограничной форме.

- Да, из России еще – те, что мне необходимы жизненно, - объяснил я.

- Покажите их.

Легко сказать: «Покажите!». Они же лежат в сумке, наполненной разными вещами, и найти их нелегко. Но что делать? Открыл сумку. Стал искать пакет с лекарствами. Девушка не упустила возможность раскрыть пару пакетов с армянским коньяком, покопалась в  пакете с грязным бельем. А вот и желанный пакетик с лекарствами. Она доставала каждое лекарство, а я объяснял для чего оно:

- От давления, от изжоги, от простуды, от похмелья, от кишечных заболеваний…

Особенно ее заинтересовали китайские таблетки для чистки печени.

- Это что?

Пояснил.

- Где приобрели?

- В Китае.

Потом девушка зачем-то тщательно проверила мой пакет с зубной щеткой, пеной для бритья, лосьонами и туалетной водой. И лишь после этого равнодушно сказала:

- Проходите!

Арман и Данил ждали меня на улице, и встретили как освободившегося узника совести. Поехали дальше, уже пол дорогам независимой Грузии.

Честно говоря, внешне приграничные грузинские населенные пункты ничем не отличаются от армянских. Лишь вывески написаны уже на другом языке – на грузинском, и нет практически нигде вывесок на русском языке.

Арман неплохо знал центр Тбилиси, но нашу гостиницу мы искали почти час, плутая по тесным улочкам старого города. Спрашивали ориентиры у местных жителей. Все были очень любезны, но почему-то дорогу показывали в разные стороны.

Отель «Давид Султан» перед нашими взорами предстал совсем неожиданно. Уютное 3-этажное здание в континентальном стиле, над входом висят флаги Грузии, Украины и Польши.

Мило встретили на рисепшене, особенно старался молодой парень: подал пиво, в номере сам включил телевизор, помог донести сумки.

Отель очень уютный. В нем немного номеров, а, значит, и постояльцев немного. Интерьер в стиле начала 20 века.

Особенно понравился санузел с теплым полом.

В коридоре отеля я тут же оборудовал свой рабочий кабинет.

Утром завтраки в уютном кафе при отеле.

Еда домашняя: омлет, яйца, масло, каши, сосиски, блины, оладьи, фрукты. В центре стола для завтраков – огромная бутылка водки «Смирнов»: в Грузии принято с утра выпивать что-нибудь вкусненькое…

В отель к нам приехал большой друг нашего хабаровского коллеги Виктора Сербина – Тэмури. Он согласился стать нашим гидом по Тбилиси на первое время. Я предложил пойти куда-нибудь в кафе – отметить нашу встречу. Тэмури согласился и тут же стал кому-то звонить. Говорил по грузински и я из речи понял только два слова: «Чача» и «Хинкали». Но эти слова мне уже понравились!

В итоге взяли такси (в Тбилиси лил нешуточный дождь) и куда-то поехали из центральной части города. Ехали около 15 минут. Тэмури привел нас в скромное кафе с самой настоящей печкой внутри. Там нас уже ожидал друг Тэмури – Давид. И началось праздничное застолье! Одна бутылка чачи сменяла другую.

Закуски были одна восхитительней другой: шашлыки, хачипури, хинкали. Тэмури нам пояснил, что в Грузии не принято заказывать хинкали по штучно. Заказывают обычно… подносами!

Мы в этот вечер съели два подноса хинкали! Когда уже не было сил есть и пить, оставшиеся хинкали… пожарили! Появившаяся ароматная корочка на хинкали вновь разбудила наш аппетит.

Во время трапезы мы много говорили о дружбе России и Грузии, пели песни. Тэмури передал видеопривет Виктору в Хабаровск.

Обратно в отель добирались на метро. По дороге пели песни, веселились как малые дети. Полицейские, узнавая, что мы из Хабаровска, уважительно подсказывали как нам проехать дальше.

На утро сон у нас был как у младенцев. Есть всё-таки волшебная сила в чаче. Проснувшись, позвонили Тэмури, и пошли прогуляться по центру Тбилиси.

Могу смело вам сказать, что Тбилиси очень похож на Хабаровск начала 90-х годов. Около рынков и вокзалов множество палаток, в которых продают ВСЁ! Есть даже палатки, где продают алкоголь. Всё как у нас 20 лет назад!

Особенно меня удивила музыкальная палатка, в которой можно было купить аудио и видекассеты! Оказывается, уровень жизни в Грузии настолько невысокий, что не все могут позволить себе приобрести DVD-проигрыватели, CD-проигрыватели.

Тэмури предложил зайти в местную пивную. И опять же всё в лучших традициях начала 90-х годов: замызганные столы, несвежие посетители, сосиски, которые хозяйка пивной варит тут же, обильно смазывая приготовленной собственноручно горчицей. Пиво было восхитительное! Нужно ли удивляться, что в этой пивной мы застряли аж на 2 часа!

К нам подходили разные люди, говорили, что любят Россию, обнимали и целовали нас...

А вечером нас ждал ужин в одном из кафе. Тэмури отговорил нас идти в ресторан: «Там пафосно, дорого и невкусно! Настоящая грузинская кухня в маленьких кафе!»

В том кафе, куда нас привел Тэмури, на него тут же набросилась женщина пенсионного возраста, что-то недовольно говоря по грузински. Тэмури сначала отбивался от нее, отвечая так же по грузински. А потом, к нашему удивлению, Тэмури и женщина обнялись! Оказывается, это его старая подруга, которую он не  видел много лет и не сразу признал. Сейчас женщина работает официанткой в этом кафе. Нужно ли говорить, что нас обслужили как самых дорогих гостей.

Сначала мы заказали вкусные напитки – хотелось утолить жажду. Особенно восхитительным был местный лимонад.

Из первых блюд выбрали классический грузинский суп «Харчо». Даже Данил, равнодушный к жирным супам, был в восторге.

Принесли нам и хачипури. Настоящее хачипури делают из сыра из Имеретии – это золотое правило!

Интересным получился и простой салат – к помидорам и огурцам добавили зелень и какой-то мелкий орех.

Основное мясное блюдо с овощами тоже заслужило самых высоких оценок. Оно было похоже на наш жульен, так как всё было запечено со сливками на чугунной сковороде в духовке.

А потом началось самое интересное. В кафе пел музыкант. И как пел! Я заказал ему песню из «Мимино», потом «Арго». Ну а зауважал он меня окончательно когда я попросил спеть турецкую песню «Я пьян от вина»! «У нас эту песню сегодня помнят только старики!», - пояснил певец.

Подарил нам песню и Тэмури. Он пел с душой о любви и нежности.

За соседним столом отмечали день рождения одной девушки, и в компании было 12 дам и 1 кавалер. Понятное дело, что быстро дело дошло до танцев. Я прижимал к себе грузиночку, говорил ей в ушко нежные слова, но жениться не обещал. Зря их единственный в компании мужчина на меня косил лиловым взглядом…

На обратном пути из кафе в отель мы с удивлением обнаружили еще один памятник героям фильма «Мимино».

Интересно, сколько их всего на планете?

ЗАМЕТКИ ДАНИЛА ГОРЧАКОВА

В Грузию мы въехали на такси с территории Армении. Пропускной пункт расположился прямо на трассе Ереван – Тбилиси. Армянские пограничники просто собрали наши паспорта. Из машины выходить не пришлось. Через несколько секунд их нам вернули с отметкой о выезде из Армении. На грузинской стороне контроль был более тщательным. Нам пришлось выйти с вещами и пройти в здание таможенного и пограничного поста. Сумки просветили рентгеном. Сергея попросили показать, какие лекарства он везёт в багаже. Затем очаровательная девушка поставила в наших паспортах зеленый штамп и по-русски сказала: «Добро пожаловать в Грузию».

От границы с Арменией до Тбилиси примерно 50 километров. Улицу с нашей гостиницей нашли с большим трудом. Армянский таксист в грузинской  столице был только несколько раз. Помог русский язык. Его, как мы поняли, знают и помнят и армяне, и грузины. Правда, версии того, где искать улицу Иошвили, у прохожих были очень разными. Поплутав с час по узким улицам Тбилиси, несколько раз нарушив правила (по незнанию ездили «против шерсти» по дорогам с односторонним движением), мы наткнулись на тихую гостиницы «Давид Султан». Её украшали флаги Грузии, Украины и Польши. «Повесили все, что смогли найти», - позже пояснил нам юрист по имени Давид, который, как мне показалось, и является одним из владельцев отеля.

За проживание (5 дней) мы заплатили 850 лари (это примерно 17 тысяч рублей). Приветливая девушка-администратор охотно приняла к оплате кредитку российского банка. Кроме того, от гостиницы она подарила мне симку местного «Билайна». Осталось только положить на нее деньги. Оставив Сергея дожидаться нашего грузинского друга в номере, я пошёл менять валюту. В нашей маленькой гостинице такой возможности не было, меня отправили в большой отель «Мариотт» на Площади свободы. Мне попытались объяснить дорогу. Но вскоре я отклонился от маршрута и пошёл бродить по улочкам старого Тбилиси.

Это лучшая возможность ощутить дух старого города: увитые виноградом домики, внутренние дворики, как в кино. Тихая степенная жизнь. Необычайно вкусные запахи из многочисленных пекарен.

На одной из таких улочек я наткнулся на пункт обмена валюта «а-ля лихие девяностые». Девушка приняла через окошко у меня 300 долларов. Затем с кем-то говорила по телефону. После чего вернула мне всю сумму, отметив, что у неё нет лари.

Совершить сделку мне удалось только в крупном отеле «Мариотт». Тут у меня попросили паспорт. Дали справку. Сто долларов тут меняют примерно на 170 лари. Грузинская валюта крепче российской. Чтобы понять стоимость товара или услуги в рублях, сумму в лари нужно умножить примерно на 17 рублей.

Около гостиницы я набрел на автомат, где можно заплатить за сотовую связь. Все надписи на грузинском. Единственно понятным символом для меня был значок «Билайна». Далее действовал по наитию. Однако аппарат ни в какую не хотел есть мои лари. Слава Богу, подошла местная жительница и любезно помогла мне положить на счёт 5 лари. Этих денег мне хватает уже третий день. Хотя я несколько раз звонил в родной Хабаровск и делал местные звонки.

Хороший друг хабаровчанина Виктора Сербина – Тэмури, оказался интеллигентным пожилым человеком. Он – коренной тбилисец в 4 поколении. Музыкант. Играет джазовые композиции на клавишных. Точнее - играл. Сейчас Тэмури работает в метро. А инструмент, как он грустно признался, он зачехлил и спрятал. Во всем винит Саакашвили. «А я ведь, как и все грузины голосовал за него, - ругается Тэмури. – а он оказался гнилым армянином, сволочью, обманул наши ожидания».

Тэмури пострадал от одного из указов прежнего президента Грузии, согласно которому люди могли занимать различные должности в учреждениях госвласти, культуры, образования и так далее только до 35 лет. Если ты старше – иди вон. Так были разрушены тбилисская филармония, студия «Грузия-фильм» и много другое.

Из рассказов Тэмури и его друзей я понял, что Саакашвили многие грузины не любят сегодня также яростно, как нынешнего лидера России Владимира Путина. Хотя на рынке Тбилиси (мы туда отправились за сувенирами) я услышал и другую оценку Мишико. Одна грузная торговка, спросив откуда мы приехали, искренне удивилась и начала обсуждать с товарками наше появление и свою жизнь по-русски. «Что вы тут забыли! – совсем незлобно возмущалась она. – Видите же как мы живем. Саакашвили дал нам все! Дороги, дома новые строили, воздух дал нам! Но мы как сидели тут на базаре, так и сидим!»

Грузинский сарказм понять иногда удается не с первого раза.

Везде и всюду мы встречали необычайно теплый прием. Русских в Грузии любят. Даже после всего того ужаса, который произошел между нашими странами в 2008 году. Граждане России по-прежнему могут ездить в Грузию без визы. А вот Москва сохраняет жесткий визовый режим. Подать заявку на визу грузин может в посольстве Швейцарии. Российскую дипмиссию в Тбилиси Кремль открывать не спешит. Для Тэмури поездка к другу в Хабаровск обошлась бы во весь его заработок за 10 лет. И львиную долю этой суммы стоила бы виза в Россию. Американские визы для грузин еще дороже. До 21 тысячи долларов.

Тем не менее, многие грузины уверены, что они начинают жизнь с чистого листа. Тэмури очень тепло отзывается о миллиардере-патриоте Иванишвили. Именно он «свернул шею» не оправдавшему ожиданий грузинского народа Саакашвили. Очень много вкладывает своих средств в развитие Грузии. Говоря о себе, служащий тбилисского метрополитена, бывший музыкант Тэмури говорит, что зарплата его за последний год увеличилась с 200 до 700 лари. В газетах на английском языке я прочитал о крупных проектах строительства новых портов и заводов в Грузии, о положительной динамике в развитии торговых отношений с Россией.

Обо всем этом мы говорили в уютном кафе «Палермо», где нас угощали отменной домашней едой и чачей. Все это проводилось под изумительный аккомпанемент. Тэмури исполнил песню на грузинском. Отдыхали в теплой компании грузин, русских и даже иранцев. В общем, полный интернационал.

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (1) Пинги (0)
  1. Я уже поняла , чтобы узнать все о стране надо ехать и общаться с людьми.
    С таким нетерпением жду ваших рассказов.

Нет обратных ссылок на эту запись.