Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

17Июл/144

ОНЛАЙН-РОМАН «МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ», ГЛАВА 4 «В ОБЪЯТИЯХ АРМЯНСКОГО КОНЬЯКА»

В незнакомом городе очень важно правильно выбрать первую экскурсию. Ведь от нее зависит дальнейший настрой на пребывание. Мы с Данилом, не сговариваясь, решили начать знакомство с Арменией с экскурсии на легендарный завод по производству коньяков «Арарат».

Стоило это удовольствие совсем немного – 3500 драмов с человека. Зато нас сразу предупредили, что в стоимость входит и дегустация продукции завода.

Очаровательная Моника – сотрудница завода и наш гид, первым делом рассказала, что армянский коньяк — наименование бренда спиртного напитка, производимого в Армении. Армянские коньяки во времена СССР занимали призовые, чаще первые места, за что получили известность во многих странах мира.

А еще Моника нам поведала одну легенду. К горе Арарат во время потопа причалил Ковчег Ноя. Отправленный на поиски земли голубь вернулся к нему с оливковой ветвью. Когда воды схлынули, Ной спустился с горы и стал жить в долине. Ему тогда было шестьсот лет. Вместе с сыновьями он занялся выращиванием винограда. Считается, что человечество впервые познало вкус вина, когда Ной вкусил живительный напиток у подножия Арарата.

Старинные рукописи и народные сказания доказывают, что виноделием и виноградарством на территории современной Армении, занимались с древнейших времён, где-то начиная с XV века до нашей эры.  Вина были высококачественными, выдержанными и разнообразными. Армения — страна с древнейшей традицией выращивания винограда.

Оказавшись на территории завода, мы первым делом подумали, что это… парк! Ухоженные дорожки, много зелени, фонтаны. Кроме этого, везде были старинные вещи – огромные кувшины, пушки, повозки. Всё это создавало неповторимый аромат старины.

На старых воротах на заводской территории была выбита дата – 1887 г. Именно в этом году было основано коньячное производство в Армении купцом первой гильдии Нерсесом Таиряном в Ереване. Производство началось на винодельческом заводе, построенном десятью годами раньше на территории бывшей ереванской крепости.

В 1899 году в связи с трудностью перевозки готовой продукции (тогда на территории Армении ещё не было железной дороги) Нерсес Таирян, будучи уже в пожилом возрасте, продал завод крупному российскому торгово-промышленному товариществу «Н. Л. Шустов и сыновья».

Главным виноделом вплоть до 1947 года и первым управляющим коньячного завода стал Кирилл Григорьевич Сильченко.  Развитие коньячного завода Шустовых шло весьма быстрыми темпами.

Владельцы и их талантливый управляющий Мкртич Мусинян, который получил своё образование во французской школе виноградарства и виноделия, поняли, что Араратская долина более или менее подходит для выращивания винограда и развития виноделия и коньячного производства.

Обо всё этом Моника нам рассказала в 2-этажном музее завода «Арарат». В нем действительно удалось собрать очень много подлинных вещей 19 и 20 веков.

После революции предприятие Шустовых было национализировано правительством первой Республики Армении, и завод возродился под названием Винно-коньячный трест «Арарат».

Для нас самым ярким моментом экскурсии стал спуск в легендарные подвалы завода «Арарат», где десятилетиями хранится и вино, и коньяк. Нам даже дали попробовать красное вино из винограда урожая 1924 г. Вкус потрясающий! Там же Моника поведала нам о видах армянского коньяка.

В зависимости от продолжительности и способов выдержки коньячных спиртов, армянские коньяки делятся на: ординарные, марочные и коллекционные.

Ординарные коньяки производят из коньячных спиртов, выдержанных не менее 3 лет, и подразделяют на следующие группы:

Коньяк трёхлетний — из коньячных спиртов, выдержанных в дубовых бочках не менее 3 лет;

Коньяк четырёхлетний — из коньячных спиртов среднего возраста выдержки не менее 4 лет;

Коньяк пятилетний — из коньячных спиртов среднего возраста выдержки не менее 5 лет;

При этом, если в наименовании коньяка использованы звездочки, то их количество должно соответствовать возрасту коньяка.

Марочные коньяки готовят из коньячных спиртов, выдержанных в дубовых бочках не менее 6 лет. Средний возраст спиртов, используемых для изготовления марочных коньяков, должен быть не менее возраста, установленного для коньяка данного наименования.

Коллекционные коньяки производят из марочных коньяков, дополнительно выдержанных не менее трех лет в емкостях, изготовленных из дубовых клепок.

В уютной таверне на территории завода нам дали попробовать марочный коньяк «Ной» 10 и 25 летней выдержки. После дегустации восторженный Данил сказал:

- Я понял, что оказывается до этого счастливого момента я никогда не пил настоящий коньяк!

Я порекомендовал ему почаще закусывать, после чего мы отправились в магазин при заводе, чтобы там себе приобрести местный коньяк «Ной» с 35-процентной скидкой. Вернусь в Хабаровск – угощу вас!

 

ЗАМЕТКИ ДАНИЛА ГОРЧАКОВА

В среду, 16 июля 2014 года, я сделал одно очень важное открытие для себя. Оказывается, я ещё ни разу в жизни не пробовал настоящий армянский коньяк. Всё, что покупал в родном Хабаровске или даже пил на официальных приёмах, даже близко не похоже на тот напиток, которым нас угостили во время экскурсии на Ереванский коньячный завод.

 

Заплатив 7 тысяч драмов (около 800 рублей) на двоих, очаровательная армянская женщина с почему-то американским именем Моника начала посвящать нас в таинства армянского коньяка. Здесь были хождения по музею, где выставлены образцы продукции, множество наград (ими очень гордятся производители всего и вся), старые фото, инсталляции в виде кабинетов дореволюционных владельцев предприятия.

 Мы даже спускались в винный погреб. Там в полной темноте и прохладе десятилетиями хранятся бочки с креплёным вином. «Всё это для гостей, - комментировала Моника. - Лицензии на производство вин у нас нет, да нам и не надо». Нам как гостям, досталась даже не «доля ангела» (примерно 3 % алкоголя, которые испаряются в процессе настаивания), а капелька вина для гостей.

 

Однако погружение во влажные тоннели, по которым в старину со всех окраин Еревана на фабрику свозили партии винограда и очень интересные рассказы экскурсовода Моники оставили неизгладимое впечатление на алкогольных туристов.

НО!!!! Мы так и  не увидели само производство коньяка. Сперва мне показалось, что администрация фабрики, где делают «Ной», боится конкурентов с завода, где делают «Арарат» (экскурсию нельзя снимать на видео, только фото). Он расположен буквально через дорогу. Вспомнилась на этот счёт реклама «Твикса», где производители правой палочки наливают шоколад сверху внизу, и левой палочки делают это вертикально.

Объяснение Моники было более прозаическим. Производство элитного алкоголя – дело очень чистое. А тут ходили по цехам толпы туристов, что с каждого из них требовать санитарную книжку?

 

Однако мы побывали в главном зале, который может только быть на коньячной заводе: дегустационной комнате. Моника учила нас правильно наливать коньяк, рассказывала, как основоположник Ереванского завода еще в 19 веке хитростью добился от французов право называть свою продукцию именно коньяком, а не бренди (официально коньяками могут называться крепкие напитки из винограда, которые производятся в одноименном французском городке). Шустов прислал образцы своей продукции на выставку в Париж инкогнито, угостил ими жюри, те оценили напиток, как лучшее, что есть в Коньяке, дали первый приз, а потом обман раскрылся. Но было поздно, и до сих пор ереванское предприятие вполне официально поставляет за рубеж напитки под брендом «Коньяк».

Также Моника убедила нас, что закусывать коньяк лимоном, как многие из нас любят – дурной тон. Кислый вкус этого фрукта убивает послевкусие от коньяка. А сама традиция закусывать коньяк лимоном пошла от Николая Второго. Он не очень любил крепкие напитки, а когда его угостили шустовским коньяком, решил спрятать гримасу после стопки этого напитка, немедленно проглотив дольку лимона. Мол, кривится он не от коньяка, а от лимона. Ну а придворные немедленно подхватили эту привычку, и до сих пор лимон в России считается едва ли не идеальной закуской к коньяку.

Моника научила нас правильно разливать напиток в широкие бокалы, вдыхать аромат коньяка. Ну а когда дело дошло до дегустации, у меня то и пришло осознание, что настоящий коньяк мне довелось попробовать впервые в жизни.

На мое замечание по этому поводу Моника посоветовала прежде, чем покупать в хабаровских магазинах бутылку дорого армянского коньяка, заходить на сайт производителя и единственного официального поставщика в России и проверять, на самом ли деле осуществлялась поставка в это конкретное предприятие торговли.

 

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (4) Пинги (0)
  1. Отличные записи! Читаем все!:)
    Когда Вы все успеваете писать и запоминать столько информации:)? Я бы без диктофона не запомнил, а особенно фамилии.

  2. Даниил как я тебя понимаю, когда , я впервые попробовала коньяк, привезенный из Армении , те же эмоции обуяли. Очень символичная первая экскурсия, но очень интересно!!!!

  3. «Считается, что человечество впервые познало вкус вина, когда Ной вкусил живительный напиток у подножия Арарата.»

    В общем, да, если верить библейскому тексту. И Ной там стразу же набухался до обморока, а сыновья с ним что-то такое сделали, что аж… в общем, некрасивая история у них там получилась. Осторожненько надо на библейские легенды ссылаться — на человека, таки читавшего эти тексты, впечатление можно произвести диаметрально противоположное ожидаемому.

  4. «…с почему-то американским именем Моника…»

    Армяне своим детям дают любые имена, какие нравятся, а не те, что принято считать национально-традиционными. Дочь одного моего знакомого армянина, например, зовут Джульеттой.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.