Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

27Июл/140

ОНЛАЙН-РОМАН «МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ», ГЛАВА 14 «НАД КРЕПОСТЬЮ БРЕСТСКОЙ НА ПОДВИГ ЗОВЕТ СВИДЕТЕЛЬ БЕССМЕРТИЯ — КАМЕНЬ…»

При заселении в любой гостинице, Данил Горчаков первым делом интересуется: «А есть ли в отеле тренажерный зал?». Чаще всего он слышит положительный ответ. Но пока еще Данил до желанного тренажерного зала ни разу не дошел: путь ему всегда преграждает ресторан, где в отеле проходят завтраки.

В трапезной отеля «Монастырский» завтраки скромные, но с голоду позволяют не умереть. Я тут «подсел» на блинчики с белорусским джемом, Данил без ума от овощей и фруктов.

В очередной день пребывания в городе-герое Минске мы отправились в крепость-герой  Брест. Ну как можно побывав в Белоруссии, и не поклониться героям Брестской крепости? Выезд был назначен рано: на 6.30. Мы на такси к месту сбора добралась в 6.10 (кстати, за такси отдали «по нашему» 120 руб. – 40 000 местных рублей). Данил, как человек ответственный, первым делом стал искать кому отдать деньги за экскурсию. Подошел к другим туристам, заглянул в офисное здание, где располагается турфирма (там была только провизор дежурной аптеки, но и она отказалась брать деньги), даже потревожил водителя нашего автобуса. Я его успокаивал: мол, не переживай, без денег нас не повезут! Но Данил поскорее хотел избавиться от суммы в полтора миллиона рублей, которая жгла карман его джинсов. В итоге он деньги вручил очаровательному экскурсоводу по имени Олеся (а как же еще девушку могут звать в Белорусии?).

Автобус нам подали не новый, без кондиционера. Этот недостаток мы быстро ощутили на себе, когда отправились в путь.

Порадовал креативный подход водителя автобуса к сбору мусора – на каждое сиденье он привязал пакет.

В салоне было два телевизора старой модели, по которым с самого начала нам показали фильм «Брестская крепость». И правильно сделали! Потом намного интереснее было на экскурсии, когда гуляли по тем местам, что показали в фильме…

До Бреста путь из Минска немаленький – 5 часов. Проезжали небольшие населенные пункты. Я был поражен идеальной чистотой. Даже на полях всё было ухожено. Удивило, что каждый участок дороги имел своего хозяина, о чем сообщали таблички. Здесь не ищут виновного в плохом состоянии дороги, поэтому они и в идеальном состоянии: как платные, так и бесплатные. В пути сделали одну остановку – в туалет сходить (почему-то Олеся туалет упрямо называла «санитарная комната») да перекусить немого.

И вновь я не могу нарадоваться состоянию придорожных туалетов в Белоруси. Они просто блестят чистотой!

Умиляют телефоны-автоматы – еще один привет из советского прошлого.

В кафе, в которое мы зашли перекусить, принадлежит местному райпо. Типичная деревенская женщина-продавец встретила нас приветливо. Ассортимент товара у нее порадовал. Мы заказали минтай в сыре («Традиционное белорусское блюдо», - сказал Данил, в очередной раз доказав, что не случайно имеет диплом историка: ну и пусть минтай наиболее  распространён в северной части Тихого океана, а не в реках Беларуссии – главное, во время сказать умные слова, и услышав их, согласно кивнуть!), я взял еще беляш, Данил – кусок батона. Всё было приготовлено вкусно и по домашнему.

Подъезжая к Брестской крепости, проехали город Брест. Меня удивило обилие небольших спортивных площадок, которые были заполнены подростками. А еще удивило полное отсутствие кондиционеров в жилых домах! Говорят, для белорусов кондиционер – дорогое удовольствие.

Позабавило название одной из брестских фирм-такси - "Та Ксюха"! Наверное, действительно, "ту Ксюху" в Бресте знают все...

И вот мы в легендарной крепости-герое. Я не думал, что она такая большая.

Строгий экскурсовод Анна Сергеевна в течение полутора часов подробно рассказывала об истории Брестской крепости, основное внимание уделив, конечно, событиям июня-июля 1941 года. Я и не знал, что к 22 июня 1941 года в крепости было  около 9 тысяч человек, не считая членов семей (их было 300 семей военнослужащих). С немецкой стороны на крепость напали 45 тысяч человек, и занять они ее должны были к полудню 22 июня.

22 июня в 4:15  по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 4:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Волынском и особенно на Кобринском укреплении, где дело дошло до штыковых атак.

Обо всех этих страшных событиях рассказывали экспонаты в музее. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7—8 атак, причём применялись огнемёты. 26 июня пал последний участок обороны Цитадели возле Трёхарочных ворот, 29 июня — Восточный форт.

Организованная оборона крепости на этом закончилась — оставались лишь изолированные группы и одиночные бойцы. В общей сложности 5-6 тысяч человек попало в немецкий плен. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41» - эта надпись сохранилась и нам ее тоже показали.

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 года является мемориальным комплексом.

Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Павловича Кибальникова. К площади Церемониалов примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца. Композиционным центром является главный монумент «Мужество», на его обратной стороне размещены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости.

В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек, в том числе и старший брат бывшего президента Грузии Эдуарда Шеварнадзе – Акакий Амбросиевич Шеварнадзе (еще одно связующее нас звено с Грузией и Белорусью).

Перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь Славы. На обзорной площадке сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка и других оборонительных и жилых сооружений.

Знаете, что меня больше всего поразило в музее? Оригинальные письма с фронта! Пожелтевшие от времени, с орфографическими ошибками, но такие нежные и добрые!

Тут же вспомнил стихи Андрея Дементьева "Письмо отца", написанные в 1974 г.:

"Дорогая моя,

На переднем у нас передышка.

Спят в окопах друзья,

Тишина на крутом берегу...

Дорогая моя,

Поцелуй ты крепче сынишку.

Знай, что вас от беды

Я всегда берегу".

После экскурсии Анна Сергеевна спросила:

- Есть ли вопросы по защите Брестской крепости?

Конечно же, вопрос был у Данила. Его удивило, что на одной из фотографий слово «Харбин» китайскими иероглифами было написано наоборот. Самый актуальный вопрос, имеющий отношение к Брестской крепости! Анна Сергеевна призналась, что ответа на вопрос Данила у нее нет. Счастливый и довольный Данил, после этого отправился со всей группой на обед.

Обедали мы еще а одном уникальном историческом здании Брестской крепости – в бывшей Цитадели. Там сейчас сделали кафе, которое так и называется: «Цитадель».

Меня немного смутило, что сейчас на месте гибели людей играют свадьбы, веселятся. В кафе только я насчитал 6 залов. Обед был комплексным – скромный, но вкусный: салат с помидорами и сыром под майонезом, борщ и свинина в кляре с картофелем.

Экскурсия, конечно, нас впечатлила. Вот где по настоящему понимаешь, как началась самая страшная война ХХ века…

 

ЗАМЕТКИ ДАНИЛА ГОРЧАКОВА

В этот день мы проехали половину Белоруссии от Минска до Бреста и обратно. Ещё раз убедился насколько идеально состояние республиканских дорог. На уже не новеньком туристическом автобусе в начале седьмого утра мы выехали из столицы в сторону самого маленького областного центра страны – Бреста (Брэста по-беларуски). Туда мы ехали по платной автомагистрали. Причем каких-то пунктов, где взимают плату, я не увидел. Видимо, в республике действует какая-то система видеофиксации и счёт приходит потом. Но точно этого я не знаю.

Обратно ехали по бесплатной трассе. Она расположена параллельно коммерческой магистрали. В два раза уже. Нет разделительного отбойника. Однако дорога такая же ровная.

Вдоль трасс очень много кемпингов, заправок. По направлению к границе с Польшей цены на АЗС указаны в 4 валютах: белорусских и русских рублях, в евро и долларах США. Средняя стоимость литра АИ-95 – 35 наших рублей.

Придорожные кафе удивляют своей аккуратностью. Тут я понял, что заправская белорусская «советскость» - это, скорее, просто бренд. Вот кафе одного из местных «Райпо» в глухомани. Чисто, аккуратно, принимают к оплате банковские карточки. Туалеты бесплатные, но невероятно чистые.

Бросается в глаза, что мусор белорусы даже в сельской глубинке собирают по современным правилам: стекло, пластик, пищевые отходы отдельно. Страна – патологически чистая.

До Бреста почти 5 часов езды. Далековато. Население города около 300 тысяч человек. Это самый маленький областной центр Беларуси.

Город в разное время переходил из рук в руки, от державы к державе. Российским он стал в результате раздела Польши на рубеже 18 и 19 веков. Вот старинный ключ от брестской крепости.

Во время Первой мировой войны город-крепость сдали немцам. По итогам кампании здесь был подписан Брест-Литовский мирный договор, по которому западные части Белоруссии и Украины вошли в состав новообразованных государств: Польши, Чехословакии и так далее.

Советское правительство, расправившись с белогвардейцами, решило в 1921 году вернуть Брест и развязало войну с Польшей. Однако тогдашнему лидеру молодой республики Пилсудскому удалось сплотить вокруг себя армию и народ, и Брест поляки отстояли.

 

Брест Сталин вернул в 1939 году после сговора с Гитлером. Тогда здесь состоялся «позорный парад» советских и нацистских войск.

Его принимали Гудериан и Кривошеин, которым вскоре предстоит оказаться по разные стороны баррикад.

И, тем не менее, в историю Брестская крепость вошла благодаря героической обороне, которые ее защитники вели с первых минут войны.

Этот будильник остановился точно в момент атаки фашистских войск 22 июля 1941 года.

Так знаменитая крепость Бреста выглядит теперь. Ей превратили в музей под открытым небом.

Брест сегодня – современный европейский город. Жители постоянно создают новые традиции. Это единственный город в Белоруссии, где сохранилась должность фонарщика (точнее ее заново создали). В центре города электрические фонари до сих пор зажигают вручную.

 

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.