Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

24Июл/142

ОНЛАЙН-РОМАН «МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ», ГЛАВА 11 «НА РОДИНЕ СТАЛИНА»

Есть на территории бывшего СССР места, о которых знает каждый житель некогда многонациональной и дружной державы. К таким местам относится и маленький грузинский городок Гори. Ведь именно там родился  Иосиф Сталин – человек, 30 лет руководивший Советским Союзом.  Именно в Гори мы отправились с Данилом Горчаковым, чтобы прикоснуться к не такой уж и древней истории.

Но сначала с раннего утра мы заглянули в Музей истории Грузии. Именно «заглянули», так как времени на подробное изучение экспозиции не было. Нас особенно интересовал зал, посвященный советской оккупации Грузии.

Экскурсовод Ирина – дама пенсионного возраста, всё норовила нам побольше рассказать о древней истории Грузии. Мы же ее упрямо вели в зал оккупации. Потом она призналась, что этот зал она не любит: «Слишком больно вспоминать о том, что сделала Советская власть с Грузией…» Свежая «рана» в душе Ирины – события 9 апреля 1989 г. Они происходили непосредственно рядом с музеем и ужас того дня до сих пор в памяти женщины.

Напомню, что 9 апреля 1989 года (я тогда заканчивал учебу в 10 классе) произошел разгон мирного оппозиционного митинга у Дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси. В операции принимали участие подразделения внутренних войск и Советской Армии, в ходе операции применялись резиновые дубинки, саперные лопатки и газ. В результате действий военных и возникшей давки 19 человек погибли, несколько сотен получили ранения. Трагические события 9 апреля 1989 года получили известность как "кровавое воскресенье" и "ночь саперных лопаток". Эти самые саперные лопатки (отмытые от крови) сегодня в экспозиции музея оккупации советских войск Грузии.

Ирина, рассказывая о страшных событиях, старалась быть сдержанной. Меня «порадовало» (если это слово здесь уместно), что в принципе этот музей – просто экспозиция о репрессиях в Грузии. С таким же «успехом» мы могли открыть в Москве Музей оккупации советских войск России: события и экспонаты были бы одними и теми же. Нет пока в тбилисском музее уголка, посвященного войне в августе 2008 г. между Россией и Грузией: ведь российские войска (по словам грузин) тогда тоже оккупировали несколько десятков грузинских стол. Для беженцев из этих сел в пригороде Тбилиси построили огромную деревню – эту деревню мы с Данилом видели собственными глазами…

Полтора часа в пути – и мы в живописном городке Гори. Он находится в 76 км от Тбилиси и в 33 км от Цхинвали. Местные жители любят ходить по центру автодорог. Почему? В 1920 году в городе произошло Горийское землетрясение, которое разрушило Церковь Святого Георгия (Геворга), Церковь Святого Вознесения, Церковь Святого Степаноса, Церковь Норашен, Ванкский храмовый комплекс. И с тех пор местные жители ходят по центру дорог, чтобы не оказаться под завалами в случае новых землятрясений. По этой привычке их легко отличить от других грузин.

Музей Сталина в Гори большой. Изначально здание строилось в начале 50-х годов под музей истории коммунистической партии, но после смерти Сталина отдали здание под музей вождя. И надо отдать должное его сотрудникам – они отстояли музей и во времена хрущевских нападок на Сталина, и в горды правления Саакашвили, который хотел закрыть музей. Сегодня его посещают до 40 тысяч туристов в год (сотая  часть от всех туристов в Грузии). Наш экскурсовод сразу предупредила, что никаких оценок деятельности Сталина давать не будет: только факты. И действительно, фактами из жизни вождя она нас просто забросала.

Музей, конечно, впечатляет! Столько подлинных экспонатов, имеющих отношение к жизни вождя, больше нет нигде.

Восстановлен его рабочий кабинет в Москве, в отдельном шкафу лежат личные вещи Сталина, есть фотографии совсем еще молодого Сосо Джугашвили. Отдельный зал посвящен подаркам, которыми был завален Сталин в честь своего 70-летия.

Во дворе под специальным навесом, который тоже уже является памятником архитектуры, сохранен маленький домик, где родился Сталин.

Комната, где появился на свет Сосо...

Стоит во  дворе и железнодорожный вагон вождя. Меня в нем удивил невероятно маленький унитаз в санузле: нелегко было вождю им пользоваться…

После посещения музея Сталина, впечатленные от прикосновения к недавнему прошлому нашей страны, мы поехали дальше. В 10 км от Гори, на берегу реки Куры находится один из редчайших памятников в мире - древнейший город-крепость Уплисцихе, высеченный в вулканических скалах хребта Квернаки. Впервые он упоминается в летописи I в. до н. э., а своего расцвета достиг к IX-X вв.

Еще издалека этот причудливый скальный город завораживает своим необычным видом. Словно гигантские поры на скалах зияют пещерные гроты, внутри которых когда-то кипела жизнь.

Здесь были когда-то огромные величественные залы, храмы, жилища, соединенные меж собой извилистыми улицами-коридорами. Трудно поверить, что эта грандиозная титаническая работа по созданию целого города из каменной тверди – творение человеческих рук.

В скале были высечены несколько сотен разных сооружений - храмов, общественных зданий, домов, улиц, площадей и т.д. Несмотря на нестандартное строительство здания в Уплисцихе в точности повторяют образцы наземной архитектуры с колоннами, пилястрами, капителями, арками и сводами. Город был окружен защитным рвом, опоясывающим город с востока и севера. Уплисцихе имел четыре входа, ориентированных по сторонам света.

В пещерном городе сохранился выдающийся двухколонный зал приемов царицы Тамары, с арочными нишами и огромными пилонами. Он выделяется своими размерами, совершенством технического исполнения и изяществом архитектурных форм. Целыми остались некоторые жилые помещения, винохранилища, части храмов и крепостных стен, потайной подземный туннель, посредством которого Уплисцихе снабжался водой.

В 12 километрах от Гори в селе Атени (на месте одноименного древнего города) расположен один из прекрасных памятников грузинского зодчества – Атенский Сион, освященный в честь Богородицы. Храм был построен в начале VII века и представляет собой крестово-купольный храм, знаменитый своими фресками.

Посетив еще пару храмов, мы вернулись в Тбилиси – на вечер у нас был запланирован прощальный ужин. Жаль, что наш тбилисский друг Тимурэ не смог к нам присоединиться – у него был «завал» на работе. Но мы всё равно подняли бокалы за его гостеприимство!

Для проведения праздника мы опять пошли в кафе «Палермо», где официанткой работает подруга Тимурэ. Мы с ней познакомились. Ее зовут Вика, она армянка, уже на пенсии. Когда-то была химиком – научным сотрудником. Но теперь в Грузии наука никому не нужна, и Вика вынуждена подрабатывать официанткой. У нее получается лихо. К примеру, когда мы попросил принести меню, она удивилась:

- Зачем меню? Скажи, что хочешь кушать, всё принесу!

В итоге мы заказали рыбу, тушенную с совощами,

говяжьи кебабы в лаваше

и хачепури. Попросили и грузинский куриный суп. А вот в хинкали Вика нам… отказала:

- И так еды много, лопните!

Какой интересный подход к клиентам!

В кафе отмечала праздник большая компания грузин. Я решил проверить: правду ли говорят, что если грузинам сказать красивый тост, то они и напоят, и накормят. Для начала я им подарил старую турецкую песню «Я пьян от вина», сказав, что это им подарок из земли дальневосточной. Потом сказал тост. В нём попросил не путать Москву и Россию:

- Россия вас любит, Москва ненавидит. Давайте дружить с простыми людьми, нам с вами делить нечего!

Тост был встречен бурей аплодисментов, мне тут же налили фужер домашнего вина и преподнесли его с шашлыком. Я поблагодарил за угощения и забрал его на наш столик.

Потом нам еще передали тарелку с шашлыками из баранины. Оказывается, правда! Грузины ценят красивые тосты!

Потом ко мне подошла бабушка-грузинка и тихонько (чтобы другие не услышали) сказала:

- Я сама живу в Москве! Москву мы тоже любим…

Но вренемся к трапезе. Увы, всё доесть мы не смогли. Увидев наши «мучения», Вика сказала:

- Не мучайтесь! Я уберу всё в холодильник! Завтра придете к нам на обед, и всё съедите!

Просто как в Одессе! Там тоже в 2003 г. нам с Виктором Сербиным в ночном клубе «Фидель», увидев, что мы не можем осилить на завтрак бутылку вкусного местного напитка, официантка сказала:

- Не мучайтесь! Придете вечером сюда на ужин – допьете!

Нужно ли говорить куда мы пришли ужинать и сколько еще всего заказали? Вот и Вика, наклеев на тарелку бумажку с именем «Сережа», унесла еду в холодильник. Придется завтра идти обедать сюда…

После обильного (по другому в Тбилиси не бывает) ужина мы пошли гулять по вечернему Тбилиси.

Прокатились на канатной дороге. Да-а-а, это вам не вьетнамский Вин Перл: на канатной дороге пролетаешь центр Тбилиси за 5 минут!

Увидели в темноте светящийся пешеходный стеклянный мост.

Послушали поющие фонтаны: у нас в Хабаровске на прудах они поинтересней…

На улицах и площадях было много людей. Все радовались, как будто праздник.

Нам пояснили, что праздник в Тбилиси всегда! Город такой…

ЗАМЕТКИ ДАНИЛА ГОРЧАКОВА

Предпоследний день в Грузии мы решили посвятить противоположным сторонам грузинской истории. Недалеко от площади Свободы мы заметили интересную вывеску на английском и грузинском языках: «Постоянная экспозиция «Советская оккупация Грузии 1921-1991 годы». Решили непременно посетить его, чтобы понять подходы к новейшей истории в современных условиях, когда страна интенсивно берёт курс на западную цивилизацию. Уравновесить эти впечатления решили поездкой в Гори, где главным туристическим объектом является музей Сталина.

Экскурсию по музею Грузии за 45 лари (около 1 тысячи рублей) любезно согласилась провести опытный научный сотрудник по имени Ирина. Мы объяснили ей, что у нас есть только один час (музей работает с 10-00, а уже в 11-00 за нами к музею должен был подъехать уже упомянутый вчера Коба, чтобы отвезти нас в Гори) и обойти все экспозиции мы физически не успеем. Попросили сосредоточиться именно на советском периоде. Однако Ирина, все равно повела нас в зал глубокой древности. Там она с любовью рассказала об уникальных золотых и серебряных изделиях.

Их в разные годы археологи нашли в древних захоронениях на территории Грузии. Поражает, как мастера 4 тысячи лет назад могли тончайшим образом обработать материал и сделать очень изысканные даже по современным меркам ювелирные изделия.

Конечно, слушать про древности было интересно, но мы то и дело поглядывали на часы. Однако Ирина не унималась: «Я все понимаю, что вы спешите, однако вам непременно нужно увидеть ещё вот это…»

Так она рассказала нам почти обо всех сокровищах зала древностей. Также Ирина поведала, как простым сотрудникам музея удалось сохранить все эти уникальные коллекции в годы лихолетья. Когда в конце 80-х – начале 90-х Тбилиси был охвачен беспорядками, а на улицах грузинской столицы орудовали мародёры, сотрудницы нашивали на платья потайные карманы и выносили самые редкие золотые и серебряные находки из здания и прятали их в тайниках. Мужчины-сотрудники месяцами жили в музее, охраняя то, что нельзя было вынести и спрятать в другом месте.

Так постепенно мы подошли к самой интересной для нас части экспозиции. Экскурсовод Ирина пригласила нас на самый высокий 4 этаж музея. Там было очень душно. Она призналась, что зал «Советская оккупация» для неё – самая неприятная тема экскурсий. Видимо, поэтому она так долго «тянула» время, рассказывая нам о «золотой эпохе» древней Грузии.

Официальная историография современной Грузии признает две оккупации: с 1803 по 1918 год Российской империей, с 1921 по 1991 – советская оккупация. С 1918 по 1921 год короткое время существовала независимая грузинская республика. Вот ее флаг (о нём мы уже писали).

Экскурсовод Ирина объяснила, что этот же стяг стал государственным флагом Грузии и после 1991 года. Однако удачи стране он не принёс, и в 2004 году в правление Саакашвили его сменили на новое полотнище с красными крестами на белом фоне.

Грузинские историки признают, что на советские годы пришла пора процветания Грузии.

В 60-е годы в Тбилиси построили замечательное метро. Оно небольшое (всего две линии), но им до сих пор пользуются почти все жители и гости республиканской столицы.

Метро почти такое же красивое, как московское. Правда, многие станции переоборудованы. Вот, например, станция «Площадь свободы», рядом с которой мы жили в Тбилиси. Она украшена символами недавней революции Роз.

Это было маленькое лирическое отступление (уж очень мне хотелось все эти дни рассказать о тбилисском метро, да как-то оно не влезало в повествование). И так, последней экспозицией, с которой нас познакомила Ирина, стала витрина с сапёрными лопатками. Ими советские войска расправлялись с участниками митинга 9 апреля 1989 года в Тбилиси (Горбачёв тогда запретил открывать огонь, людей убивали, не стреляя при этом на поражение).

Из музея истории Грузии, где мы осмотрели экспозицию «Советская оккупация Грузии 1921 – 1991 годы», наш гид Коба забрал нас в родной город Иосифа Сталина (у него тоже была подпольная кличка Коба) Гори. За эту поездку он взял с нас 150 долларов.

Ехали в город Гори, до которого от Тбилиси примерно 80 километров, мы по отличной трассе вполне европейского уровня. Такие магистрали в Грузии построили во время правления Михаила Саакашвили. На мой вопрос, на какие деньги создали такие хайвеи,  Коба ответил: «Люди Мишико заставляли местных бизнесменов сдавать деньги, их и тратили на сооружение современных дорог по всей стране».

По пути мы остановились на газовой заправке. Как и в Армении (см. наши предыдущие заметки о поездке в Ереван), в Грузии намного дешевле заправлять машины поставляемым из России газом. Бензин здесь в пересчёте на наши деньги стоит, как в Хабаровске, около 37-38 рублей за литр. Газ в два раза дешевле. Правда, грузинские газовые АЗС намного современнее армянских. Если там, заправить баллон газом занимало у наших водителей не меньше 15 минут, то тут эта процедура длилась не больше 4-5 минут.

Далее по трассе по направлению к Гори с правой стороны показались ряды из сотен одинаковых домов с красными крышами.

Как рассказал наш гид Коба, это поселения, которые грузинское правительство построило для более чем 100 тысяч беженцев из Южной Осетии и некоторых других оккупированных российской армией районов (например, грузинский город Ахалгори). Грузины были вынуждены бросить свои дома и имущество. Теперь живут вот в таких посёлках.

Гори – небольшой грузинский город (около 50 тысяч жителей). Он расположен совсем недалеко от признанной Москвой, Каракасом и Манагуа республикой Южная Осетия. Главная достопримечательность Гори – музей Сталина. Пожалуй, единственный на планете. Он расположен вот в таком красивом здании.

Экскурсовод на отличном русском языке (её имя вылетело у меня из головы) провела нам экскурсию по музею Сталина. Подробно об этом уже написал Сергей Хамзин. По завершении я спросил её, не было ли попыток во время правления Саакашвили закрыть этот музей.

Она призналась, что исторический комплекс отстояли с большим трудом. Большой памятник Сталина, правда, убрали на реставрацию, но ставить его заново не собираются и новые власти страны. Рядом с музеем осталась только маленькая статуя «вождя народов».

Ещё экскурсовод рассказала, что, по её мнению, именно наличие в Гори музея «вождя народов» стало поводом для российского руководства не допустить полного разрушения этого города в разгар грузинско-российской войны 2008 года.

«Но было по-настоящему страшно, - отметила женщина. – В тот августовский день я проводила лекцию, как раздалась стрельба со стороны российских войск. Стреляли по нам из артиллерии. Чудом осталась жива. Собрались всей семьей и бежали из Гори. Российская армия вошла в Гори и стояла тут примерно с неделю. Было много случаев мародерства со стороны ваших солдат».

И, тем не менее, спустя несколько лет после тех трагических событий жители Гори, как и все те грузины, с кем нам удалось поговорить, не держат зла на россиян. Когда уезжали из Гори мы попросили  Кобу рассказать грузинскую версию тех событий. По его мнению, официальная Россия не оставляет его стране иных вариантов, как искать союзников на западе. Ему, как гражданину Грузии, который с детства впитал русскую культуру и язык, обидно, что Кремль предпочитает говорить с ними с позиции силы. Осетины, абхазы и грузины, по словам Кобы, столетиями жили мирно бок о бок друг с другом. А политики (со всех сторон, чего уж греха таить) нашли болевые точки, спекулировали на них. И в результате получилось то, что получилось.

Пока мы ехали по городу Гори, в глаза бросилась странная привычка местных жителей передвигаться не по тротуарам, а прямо по проезжей части дороги. Коба нам объяснил, что после серии мощных землетрясений, которые этот город пережил в недавнем прошлом, люди бояться приближаться к домам. Сейчас в Грузии в шутку, всех тех, кто ходит по шоссе называют «горийцами».

Из Гори наш путь лежал в уникальный пещерный город древности Уплисцихе. Это целый комплекс из крепости, жилых домов, тайных ходов, виноделен, тюрем, храмов. Все это было прорублено в скалах из песчаника. Сейчас это археологический комплекс древности.

По пути в Тбилиси мы остановились ещё в одном древнем храме, где проповедовала христианство в 4 веке новой эры святая Нина.

Завершился день прощальным ужином в кафе «Палермо», где нам очень понравилась домашняя грузинская кухня. В перерывах между музыкальными композициями из советского прошлого мы очень тепло поговорили с музыкантом. Я, к сожалению, забыл его сложное грузинское имя. Но разговор врезался в память, так что не могу не пересказать. Он внимательно изучил в оригинале на старо-грузинском языке текст Георгиевского трактата ((груз. გეორგიევსკისტრაქტატი), который императрица Екатерина Великая подписала с грузинским Картли-Кахетинским царством в 1893 году. Тогда православные грузины очень нуждались в военной помощи в противостоянии Персии. Этот договор учитывал многие пожелания грузин: сохранение власти местных князей, самоуправления автокефальной грузинской православной церкви, невмешательство России во внутреннюю политику. Однако позже, в 19 веке Россия отменила патриаршество в Грузии (церковь стала подразделением (экзархатом) Русской православной церкви (Священного Синода), потомков грузинских царей и князей убили или вывезли в Россию, а сама Грузия стала частью закавказского неместничества Российской Империи.

«Не надо относиться к Грузии, как к отсталому племени, - просят современные грузины. – мы высокоразвитый цивилизованный народ. И при этом очень гордый»

Завершился этот день прогулкой по ночному Тбилиси. Он очень красив.

И в завершении, в фэйсбуке мы загадали загадку. Что может рекламировать вот эта вывеска на улочке в старом Тбилиси.

Как оказалось это – стоматологический кабинет Луки  Махарашвили. Причем тут иконы, нам никто объяснить так и не смог.

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (2) Пинги (0)
  1. А кто, с позволения сказать, оплачивает эту поездку?

2. Нашли на даче клад.

Нет обратных ссылок на эту запись.