Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

21Дек/120

КТО ЗДЕСЬ?

Люди, которые живут там, где мы отдыхаем…

Я никогда не задумывался о том, какие люди меня встретят в той или иной стране. Тем более, специально не изучал отзывы и мнения других туристов о доброжелательности и агрессивности местных жителей. Я справедливо считал, что концентрация хороших и плохих людей никак не зависит от конкретного государства. Но недавняя моя поездка в Израиль заставила всерьез задуматься: почему же люди порой бывают такими разными и непредсказуемыми?

Мне повезло, что первыми иностранцами, с которыми я познакомился, были граждане Поднебесной. И вдвойне, наверное, повезло, что это были жители маленького приграничного городка Фуюань – они изначально были настроены ко мне дружелюбно, понимая, что я для них, как и все хабаровчане, в определенной степени «источник финансирования». Тогда меня поразило желание китайцев угодить во всем.

Потом, спустя пару лет, когда я уже знакомился с «настоящим» Китаем и побывал в таких крупных городах, как Пекин и Харбин, я убедился, что всекитайское желание помочь сильно и там. Правда, общаться с китайцами было нелегко везде: «их» английский с «нашим» вариантом этого языка не совпадал никак. Но язык жестов никто не отменял, и в основном друг друга мы понимали. Неприятный инцидент случился только однажды: на одной из улочек Пекина подвыпившая китайская молодежь что-то агрессивное выкрикивала мне, прижав к забору (угораздило же мне в одиночку отправиться на прогулку в столь дикий район – настоящие трущобы!). Но проблема была удивительно быстро решена. Как только я купил у ребят цитатник Мао, так от меня сразу и отстали. Все-таки великая вещь – книга Отца китайского народа! Главное, что о китайцах у меня остались все же только приятные воспоминания.

Спустя некоторое время познакомился я еще с одним азиатским народом – с вьетнамцами. В свой первый приезд в Сайгон, в один из вечеров, с моим товарищем мы слишком долго засиделись в ресторане. А когда его покинули, то вдруг поймали себя на мысли, что неплохо бы еще выпить… пива! Почему бы и нет? Но стояла глубокая ночь, и все магазины были закрыты.

Тогда, недолго раздумывая, мы поймали двух мотоциклистов, пояснили им задачу и вместе с ними куда-то поехали за необходимым напитком. Привезли нас в странного вида гараж, на втором этаже которого бритые вьетнамцы с серьезными лицами играли в карты. Их внешний вид не вызывал доверия: угрюмый взгляд, сигарета у каждого во рту, татуировки на всех открытых частях тела…

Мы уже мысленно распрощались если не с жизнью, то со здоровьем точно. Но, к нашему удивлению, выслушав просьбу о пиве, вьетнамцы вдруг как-то сразу засуетились, забегали, провели нас в другую комнату, где стоял холодильник с желанным напитком. И даже не сразу было понятно, кто больше ему радуется – мы или они. Распрощались мы с вьетнамцами как со старыми друзьями и, что немаловажно, те же мотоциклисты доставили нас к отелю.

После того случая я сильно зауважал вьетнамцев. И впоследствии, где бы я не бывал во Вьетнаме, везде чувствовал радушный прием. Однажды даже мне вернули забытую видеокамеру на пляже  – полдня прошло, как я ее оставил, вернулся за ней без надежды на успех. Но какого было мое удивление, когда на пляже я встретил одинокого вьетнамца: он сидел с моей камерой в руках и ожидал меня. Возврату камеры больше радовался он, чем я, и явно не потому, что я заплатил хорошее вознаграждение…

Также приятно меня удивили своим гостеприимством и кхмеры. В Камбодже каждый – от мала до велика, был готов «уважить» меня. Запомнилось, что там почти любая вещь стоила одинаково – 1 доллар. Поездка в велорикше – 1 доллар, бутылка пива – 1 доллар, набор фруктов – 1 доллар, футболка – 1 доллар! Именно тогда мне  в голову пришла интересная идея: в жарких странах местные жители все гостеприимны потому, что там всегда тепло! Но пребывание в Израиле мою теорию разбило в пух и в прах…

В эту страну я ехал все-таки с особым настроем. Считаю, что каждый человек хотя бы раз в жизни обязательно должен посетить землю обетованную, прикоснуться к истории. И я очень благодарен и израильским турагентствам, и гидам-переводчикам за чудесную организацию всех экскурсий. Перемещаться приходилось много, в течение дня менялись города, но при этом все было четко организовано, никаких опозданий, прочих накладок…

А вот общение с местными жителями оставило странное ощущение, что во мне они видели главного врага еврейского народа. Я прекрасно понимаю, в какой непростой обстановке живут люди в Израиле – в окружении стран-недругов, в постоянном ожидании войны. Да, я общался с местными жителями, у которых когда-то были разрушены бомбежкой дома, но все равно так и не привык к постоянной подозрительности к своей скромной персоне. Это чувствовалось везде – в магазинах, в общественном транспорте, в поездах. В один из моментов я даже поймал себя на мысли, что не могу жителей Израиля назвать гостеприимными. Понятно, что у них своя жизнь и ублажать, радовать меня в их планы не входит. Но даже при всей моей любви к еврейскому народу такое отношение было неприятно. А когда меня в буквальном смысле на железнодорожной платформе в Хайфе арестовал полицейский и пытался забрать фотоаппарат (я имел неосторожность сфотографировать солдата израильской армии, читающего книгу: слишком эффектным был его вид!), я окончательно осознал, что никому в этой стране не нужен.

Расставался с Израилем без печали, пока не попал «в лапы» местных таможенников в аэропорту имени Бен Гуриона. Я считал всегда, что самый строгий контроль в аэропорту Сингапура. Но там таможенники по сравнению с израильскими просто «божьи одуванчики»! Сингапурские стражи всегда очень вежливые, постоянно извинялись за причиненные неудобства. С израильскими же стражами спорить было бесполезно. Сначала все мои вещи пропустили через сканер. Особенно досталось ноутбуку. На ленте транспортера он не вылез, а вылетел, с открытым экраном. Еле поймал!

Потом из моей сумки вытряхнули ВСЕ вещи! Специальным прибором проверили на наличие взрывчатки даже складки в белье.  Потом мне сказали, что мои компьютер, фотоаппарат и сумка с документами вызывают особое подозрение, и заставили их еще раз «прогнать» на сканере. Ослушаться было невозможно.

В сумке нашли у меня пачку израильских журналов, запечатанных в пленку – их я купил для своих занятий по журналистике. Пленку таможенники вскрыли и тщательно пролистали каждую страницу. Отставив в сторону сумку, таможенники (а это были совсем молодые парни и девчонки, рьяно служившие на благо Израиля) попросили  подождать – предстоял еще один обыск личных вещей. Меня попросили пройти в окружении охранников в отдельное помещение. Эту картину надо было видеть! Я в окружении четырех охранников с автоматами шел по аэропорту. Как полагается в таких случаях, я заложил руки за спину. Все пассажиры молча уступали  дорогу, провожая грустным еврейским понимающим взглядом.

Завели меня в какое-то темное помещение и отдали в руки двух охранников в форме и одного товарища в штатском. Далее весь процесс проходил в полной тишине. Меня попросили снять часы, ремень, футболку, шорты, обувь... Все тщательно проверив, прощупав (не хватало только проверки на нюх), разрешили одеться. Но на этом мои мучения не прекратились! Попросили показать пятки, пальцы и даже все раны на моем теле (особенный интерес проявили к мозолям)!!!

Если сказать, что я был в шоке, это значит – ничего не сказать! Но я помнил советы бывалых туристов, проходивших израильскую таможню – никаких споров, никаких пререканий. Всю эту процедуру выдержал с блеском. Даже когда еще раз попросили снять наручные часы и унесли их куда-то на проверку.

 Все это продолжалось два с половиной часа! Хорошо, что мой самолет опоздал на 5 часов, иначе на него бы я не успел…

 После посещения Израиля я всерьез задумался над тем, что же влияет на местных жителей, на их отношение к туристам…

 Наверное, нет смысла мне в чем-то упрекать граждан Израиля – они очень переживают за свою безопасность, а это тот самый случай, когда лучше «перебдеть», чем «недобдеть». Но я пришел к удивительному выводу: поведение жителей разных стран полностью зависит от ситуации внутри страны!

В нищей, но безмятежной Камбодже все улыбаются – там другой жизни не видели и местных жителей все устраивает. В работоспособном Китае нет времени на вражду с кем-либо – все заняты делом и просто по-человечески рады каждому, кто приезжает к ним «с добром». Благополучные корейцы априори не понимают, как можно не уважать гостей. Социалистический дух вьетнамцев направлен на дружбу народов, и там с детства местное население воспитывают в атмосфере дружелюбия (к россиянам там особое уважение, ведь именно наша страна помогала в 70-е годы вьетнамцам сражаться с «проклятыми» империалистами). Ну а тем нациям, которые живут и существуют только в атмосфере напряженности и подозрения, раздраженности и неудовольствия, трудно оставить в душе туристов впечатление радушных хозяев. И мы делаем выводы обобщенно, удивляясь отдельным представителям наций, которые не вписываются в общий образ жителей «неполюбившейся» страны. Хотя все те, кого мы осудили по этому принципу обобщения, наверняка где-то в глубине души тоже добрые и милые люди…

Интернет-журнал "Отдыхать - правильно!", декабрь 2012 г.

Связано с категорией: Путешествия Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.