Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

10Мар/121

ONLINE-РОМАН «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» ГЛАВА 23, ЧАСТЬ 2 «ЧТО ДАЛА МНЕ ЖУРНАЛИСТИКА»

Журналистика мне позволила наконец-то быть вольным человеком. Я, как натура творческая, всегда тяжело переживаю любые рамки, особенно дисциплинарные и временные. Ох, как мне всегда было нелегко работать в четко установленное время – например, с 9 до 17 ч. Я всегда мечтал о свободном графике работы.

И вот, наконец-то, я сам себе хозяин и могу планировать день так, как я хочу. Я могу сесть писать и ранним утром, и поздним вечером. Никого не волнует, когда я это делаю, главное – сдать материал в срок. Ну а сроки сдачи для меня всегда – святое дело. Помню, как сам постоянно мучился с необязательными журналистами, которые не понимали, что задержка подачи материалов отражается на всём технологическом процессе выпуска газеты. Сегодня я и своим студентам в первую очередь говорю о дисциплине, ведь выпуск любого издания – это коллективный труд, и выпадение из цепочки лишь одного «винтика» способно сорвать выпуск газеты или журнала.

Ну а когда ты сам выбираешь время работы над материалом, можно и более эффективно привести в порядок свои мысли. Сегодня уже с полным правом я могу говорить, что в идеале у пишущего человека должны быть четыре (не меньше!) последовательных этапа творческого процесса:

- Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

- Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

- Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

- Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Давайте каждый этап рассмотрим поподробней, ведь поняв их суть, можно научиться самому очень легко и эффетивно работать над своими текстами.

Подготовка. Например математик Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.

Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности.

Еще Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Часто проблемы творческому человеку нужно искать в себе. И этап подготовки позволяет это делать эффективно.

Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого  мы ничего не делаем? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы… отдыхаем! Да-да, даже законом определено, что человек должен работать не более 8 часов в сутки. В остальное время он занимается своими делами вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения.  Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.

Существует несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одной из них, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи. Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче.  Во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения.

Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением психолога Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" .

Просветление. Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка".  Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место.

Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество

 Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности.

ПОЗНАНИЕ СПЕЦИФИКИ ЖУРНАЛИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Многолетняя практическая деятельность помогла мне понять специфику журналистского мышления. Она, как свидетельствуют результаты различных опросов журналистов-практиков, определяется самими носителями профессии, прежде всего, как «алогичная», то есть «не всегда и не все понимают, почему журналист обращается именно к данным фактам», «что побуждает его проявлять специфический интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызывают у сталкивающихся с ними людей особых интеллектуальных усилий».

Прежде всего, следует сказать о так называемой способности к «сцеплению», то есть к объединению новых сведений с уже имеющимся багажом знаний. Всякое мышление включает в себя функцию получения нового знания путем выведения из знания уже имеющегося.

Но широта предметного поля в журналистике обуславливает  характер специальной подготовки журналиста, когда вершинные знания изучаемого предмета (порой мы путаем их с «верхушечными» знаниями) дают ему своеобразный ключ к пониманию, оценке той или иной проблемы или ситуации. Я сам раньше боялся того, что у меня знания по многим вопросам поверхностные. Но сегодня я прекрасно понимаю, что всё знать невозможно. А вот поверхностные знания по разным вопросам позволяют при необходимости легко найти дополнительную информацию. И этого бояться не нужно.

Плюс ко всему в меру «поверхностные» представления журналиста о том или ином явлении действительности понятнее аудитории; журналист, не обремененный грузом стереотипов, взаимных обязательств, разного рода условностей, выступает в роли человека со свежим взглядом; он зачастую выполняет обязанности некоего третейского судьи, оценивающего ситуацию на уровне здравого смысла простого обывателя.

МОЖНО ПОПРОСИТЬ ОБО ВСЁМ

Врожденная скромность долгие годы не позволяла мне о чем-либо кого-то просить. Для меня это было настоящей пыткой, даже попросить списать домашнее задание в школе у одноклассников. Сегодня я научился «переступать» сквозь все неудобства и просить у порой даже совершенно незнакомых людей то, что мне надо. А еще я научился трезво оценивать свои знания и умения, и знаю, где я могу пригодиться как специалист, а где лучше мне отказаться от предлагаемой работы.

Наконец-то я могу сказать и о том, что даже творчество журналиста имеет свои качественные показатели.  

Готовность памяти, то есть способность запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта, является одним из главных «компонентов» продуктивного мышления и показателем результативности творческой деятельности журналиста.

Способность предвидения позволяет обеспечивать столь необходимую любому человеку, работающему в СМИ, прогностическую деятельность, зачастую интуитивно, предугадать настроение и насущные потребности своей аудитории.

Скептицизм, самоирония характерны для определенной части журналистов, в том числе и для меня. Связано это чаще всего с большей, по сравнению с представителями других профессий, информированностью по самому широкому кругу вопросов. А также с тем, что у нас нет пиетета, определенной житейской робости перед авторитетами (ведь этих людей мы часто видим и в неофициальной обстановке, чего нам их бояться?).

Способность к доработке, беглость речи, умение адекватно и оперативно переводить внутреннюю речь в письменную также являются «профессиональными» характеристиками.

Журналистское творчество изначально индивидуально. Однако индивидуальные особенности мышления, знания, эмоции, чувства в тексте СМИ преобразуются, возвышаются над индивидуальным, обобщаются и становятся в лучших образцах этих текстов общественными, но открывающими читателю, телезрителю, радиослушателю что-то по-новому, в иной форме.

 

Связано с категорией: Творчество Оставить комментарий
Комментарии (1) Пинги (0)
  1. Спасибо! очень полезно для начинающих журналистов)


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.