Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

5Фев/127

ONLINE-РОМАН «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» ГЛАВА 21 «МИФЫ О ЖУРНАЛИСТИКЕ»

Я обожаю беседовать с подростками, которые еще в детском возрасте решили стать журналистами. Откуда такая тяга к не самой простой профессии? Как в юном возрасте можно сделать вывод, что журналистика – это твое призвание? Первые занятия со студентами я всегда начинаю с разговоров о том, как они представляют себе будущую свою работу. В результате этих разговоров я пришел к выводу, что журналистика – одна из самых мифических и не до конца понятных профессий.

Хотя со стороны она кажется очень авантюрной и романтичной, о ней снимают фильмы, о ней спорят в кругу изысканных интеллектуалов. Так ли это на самом деле? Еще Марк Твен высмеивал журналистов,   немало сатирических произведений им посвятили Михаил Зощенко и Карел Чапек. Да и не будем забывать, что журналистику называют «второй древнейшей профессией», что, вроде бы, ей честь не делает, если помнить какая в мире древнейшая профессия первая.

Но все эти факты не мешают ежегодно сотням вчерашних школьников штурмовать ТОГУ и ДВГГУ, в надежде поступить на специальность «Журналистика». И с каждым годом профессия становится всё более женской. И что интересно, журналистов сегодня в Хабаровске готовят в двух университетах, а профессионалов на радио, на телевидении и в прессе по-прежнему не хватает. Может, к окончанию своего обучения студенты начинают понимать неправильность своего выбора и уходят в другие сферы? Но если это так, чем же тогда так «провинилась» перед ними журналистика?

В этой главе я хочу порассуждать о некоторых мифах о журналистике и очень надеюсь, что эти рассуждения помогут мечтающим стать журналистами еще раз всё тщательно взвесить «за» и «против».

МИФ №1. ТОТ, КТО ХОРОШО ПИШЕТ СОЧИНЕНИЯ В ШКОЛЕ – ПРИРОЖДЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ

Я вообще бы очень осторожно относился ко всем похвалам, что ребенок слышит от своих учителей в школе, в гимназии или в лицее. Ведь мнения любимых педагогов – очень субъективны. Ученик ведет себя постоянно примерно на уроках, не хулиганит, не спорит со старшими, и вот, пожалуйста, в глазах учителя приобретает репутацию умненького мальчика или образованной девочки. А такому лишний раз и оценку можно завысить, и не обратить внимание на какие-то мелкие ошибки в работах. Но завышенные оценки в этом случае добра ребенку не сделают. Да, он становится лучшим в родной школе, у него растет самосознание. Но стоит ребенку покинуть стены школы, столкнуться с суровыми реальностями жизни, как очень быстро он понимает, что более талантливых, чем он, в мире намного больше. И даже те, кто с ним вместе сдает вступительные экзамены, оказываются, знают поболее его. Это, конечно, не трагедия, но времени на переосмысление часто бывает недостаточно. Вот и получается первое разочарование в жизни.

В этой книге я уже рассказывал о том, как уроки русского языка и литературу в 5-8 классах у нас в школе вёл… военрук. Быть может он и считался для своего времени очень образованным человеком, но у него были свои четко сложившиеся предубеждения. Если я лично в 5 классе не сильно хорошо писал сочинения по литературе, то он автоматически свои «тройки» ставил мне и дальше, вплоть до 8 класса. Совершенно не желая обращать внимания на то, что с 6 класса я стал очень много читать, у меня «читательская норма» была не менее 200 страниц в день! Естественно, это не могло не отразиться положительно на моем кругозоре, на моей грамотности, на моем умении писать. Но военрук-филолог принципиально не замечал позитивных изменений, по привычке не очень высоко оценивая мои работы. А как он злился, если я читал на уроках стихи «не по программе»! И лишь в выпускных классах, когда учитель русского языка и литературы у нас сменился, я наконец-то «расправил крылья». Мои работы стали оцениваться по достоинству, всё чаще я принимал участие в различных школьных олимпиадах и конференциях.

Умение красиво писать тексты сильно приближает ребенка к профессии. Скажу больше: текст – это основа всего! Мои студенты первые два курса иногда возмущаются: почему мы так мало изучаем специфику радио и телевидения? И я всегда старательно поясняю, что даже на телевидении и радио вначале существует печатный текст, которым нужно владеть в совершенстве, а потом уже картинка или звук.

Ни в коем случае нельзя говорить,  что журналистика - это удел гуманитариев, людей, склонных к образному мышлению и излишней фантазии. Сегодня журналистика становится все более жесткой. Романтичная публицистика постепенно  вытесняется бесстрастной аналитикой и сухим репортажем. Поэтому сегодня наиболее востребованными становятся те, кто  умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию и т.п. В этой связи идеальными для журналистики становятся… окончившие технические вузы! И мой пример – лишнее тому подтверждение. Я даже когда пишу план статьи, в голове мысленно строю «эпюры взаимоотношений героев», стараясь правильно определить «нулевые моменты», то есть верно расставить акценты в нужных местах. Из технарей вышло немало знаменитых журналистов, а вот примеров того, чтобы журналист стал инженером или конструктором я пока не встречал.

Насколько у молодого человека должно быть развито любопытство, если он мечтает стать журналистом? На своем примере могу сказать, что в нестандартной ситуации я всегда стараюсь как бы со стороны за всем наблюдать и на уроне рефлексов придумывать красивые слова, чтобы их потом превратить в интересный текст. Вот такой «наблюдательный» тип реакции на окружающие события отличает  просто любопытного человека от профессионального журналиста. Голова журналиста всегда в работе, она никогда не знает простоев. Если вам порой лень о чем-то подумать, и вы легко проходите мимо интересного события, потому что вам оно кажется скучным, значит, журналистской жилки у вас нет.

МИФ №2 БЕЗ УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ ЖУРНАЛИСТОМ НЕ СТАТЬ

Самый устоявшийся миф. Сам хорошо помню, как в молодые годы считал, что чем быстрее с собеседником находишь общий язык, тем скорее от него получишь нужную информацию. Но ведь полученную информацию надо еще уметь обработать и использовать правильно, а тут уже никакая общительность не поможет, если ты элементарно не умеешь выбрать главное из обилия информации.

Никто не спорит, что журналисту всегда приходится разговаривать, задавать вопросы, не всегда приятные, и вообще, сильно навязывать свое общество людям, которые вас, возможно, и видеть не хотят. Не прав тот, кто думает, что журналисты не испытывают известного смущения, общаясь с незнакомыми людьми. Поверьте мне: сколько раз приходиться себя настраивать на общение, внушать, что всё будет хорошо. Думаете, мне так сильно хочется говорить с человеком, которого я вижу в первый раз в жизни? Однако профессиональное  желание получить информацию оказывается сильнее. И какое ты испытываешь в итоге удовольствие, когда информация у тебя в руках, и ты спешишь ее переработать и использовать по своему усмотрению.

Журналисту очень важно обладать бесконечным любопытством и получать удовольствие от познаний нового. И должна присутствовать постоянная потребность рассказывать это новое окружающим. Настоящий журналист не может успокоиться до тех пор, пока не превратит увиденное или услышанное в журналистское произведение. Сколько раз я сам ночью подскакивал, чтобы поскорее записать какую-то пришедшую на ум мысль и сделать ее основой для очередной публикации. Как будто до утра подождать нельзя. А вот нельзя! Зуд творчества должен быть постоянным. Вот это свойство привить невозможно, оно либо есть, либо его нет.

А вот наглость, бесцеремонность, вопреки распространенному мнению, порой даже вредны журналисту. Они свидетельствуют о недостатке твердости характера и упорства. За ними легко скрывать какие-то свои психологические комплексы. А вот целеустремленность и упорство - одни из наиболее важных качеств журналиста.

МИФ №3 УЧИТЬСЯ НА ЖУРНАЛИСТА – ОДНО СПЛОШНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Если внимательно изучить рабочие программы по всем дисциплинам, которые преподают на специальности «Журналистика», можно схватиться за голову. Чему только не приходится учиться будущим акулам пера! Но, увы, мало кто из студентов понимает, что всё изучаемое потом очень сильно пригодится в профессиональной деятельности.

Многие ли из нас старательно штудировали правила русского языка в школе? Согласитесь, что таких – единицы. А без знаний русского языка хорошо и грамотно писать невозможно. Вот и приходится уже на занятиях в университете заново изучать то, что в свое время пропустили на занятиях в школе. А это совсем нелегкий труд…

Легкий ропот у моих студентов вызывают бесконечные (как им кажется) занятия по художественной литературе. Изучается всё – от литературы античной до современной западной. Понятно, что студентам приходится читать горы книг, не только увлекательных, но и невыносимо скучных. Но как без знания литературы? Успокаивайте себя мыслью, что пройдут десятилетия, а может и столетия, и ваши труды будут изучать будущие поколения журналистов...

А ведь есть еще история отечественной и зарубежной журналистики, техника и технология СМИ, иностранный язык (и не один – сегодня обязательно нужно знать один восточный язык, не забываем, где живем – в Азиатско-Тихоокеанском регионе), социология, право, политология, философия, логика и даже… экология!

Так что мечтая учиться на журналиста, настраивайте себя на серьезный лад. Путь к диплому долгий и тернистый!

МИФ №4  УЧЕБА В УНИВЕРСИТЕТЕ МОЖЕТ НАУЧИТЬ ПРОФЕССИИ

 Смело могу сказать, что один из самых серьезных предметов, которые изучают в университете будущие журналисты – это основы творческой деятельности журналиста. Я сам преподаю эту дисциплину и могу ручаться за свои слова.

 Эта дисциплина – сплав философии, социологии, логики и всего того, что нужно знать для умения правильно писать. Я твердо уверен, что лекции должен читать только журналист-практик, который еще «не оторвался» от своей кипучей деятельности в средствах массовой информации. Но и таким людям крайне нелегко внятно объяснить технологию собственного труда, подразумевающую личные связи, интуицию, харизму. Но любая теория не имеет ценности, если она не подкреплена практикой.  Сколько бы я красивых лекций не прочитал своим студентам о том, КАК нужно писать, они никогда не научатся этого делать, если не будут сами что-либо сочинять. В журналистском образовании главное – практическая деятельность. А теория лишь помогает правильно расставить нужные акценты.

МИФ №5 БЕЗ ТЕОРИИ НЕТ ПРАКТИКИ

Еще раз повторюсь: определить свои возможности в журналистике можно лишь практическим путем. Никакие другие советы здесь не помогут. И первая «проба пера» должна произойти как можно раньше.

Школы юных журналистов сегодня существуют при всех вузах, в которых готовят журналистов. Любят «возиться» с молодежью и в некоторых редакциях газет и журналов. Учеба в подобных Школах хороша тем, что позволяет получать навыки и одновременно публиковаться - газеты с удовольствием отдают на откуп юным авторам небольшие новостные заметки, особенно на школьные темы. И написание таких материалов – самый настоящий  тест на профпригодность.

Если к окончанию школы у того, кто мечтает поступать на специальность «Журналистика» в «портфеле» пара десятков публикаций и еще столько же «в столе» - тогда можно говорить о светлом журналистском будущем. Но пока только говорить – чтобы оно наступило, необходимо приложить немало усилий.

Кстати, при поступлении в ТОГУ на специальность «Журналистика», где я и преподаю, наличие авторских публикаций обязательно. Не будет лишней рекомендация творческого коллектива редакции. И, естественно, идеально, если характеристику выдадут не потому, что в редакции работают ваши добрые знакомые.

Если есть уверенность в своих силах, можно и игнорировать занятия в Школе юного журналиста. Никто не запрещает позвонить или прийти в редакцию газеты и предложить себя в качестве внештатного корреспондента, согласного бесплатно (на первых порах) делать простую работу.  Как правило, в редакции всегда не хватает людей   для рутинной работы – подбор справочной информации, обработка материалов других СМИ. Очутившись внутри редакционной жизни, можно наблюдать за работой журналистов, изучать принципы построения номера и методы сбора информации. И существует вероятность того, что в какой-то момент ушлому  новичку предложат постоянное место работы.  

МИФ №6 РАБОТА ЖУРНАЛИСТА – ЭТО СПЛОШНОЙ ПРАЗДНИК

Мои друзья, рассматривая мои фотографии со звездами эстрады и кино, с презентаций и фуршетов, с дегустаций и других вечеринок, говорят, что моя работа – это один сплошной праздник. На первый взгляд, может быть, так оно и есть. Но только на первый взгляд. Любому начинающему журналисту приходится начинать с рутины. Писать информационные заметки, длиной в пять-десять строк, составлять простенькие сообщения, собирать сведения для обзоров.  Да и героями ваших первых полноценных публикаций чаще всего становятся не звезды первой величины, а рядовые люди, с которыми порой и общаться-то не очень интересно.

Приведу пример интервью с чиновником мэрии или администрации края. Редактор вам дал задание: кровь из носа, но интервью должно быть в ближайшем номере. При этом не говорит, кто конкретно из чиновников будет вашим собеседником.

С чего начинать? Прежде всего, определить, кто из чиновников вам нужен. Далее  нужно найти необходимый телефон. А это не всегда просто! Порой приходится несколько часов звонить своим коллегам-журналистам, кто уже общался с этим товарищем. Если таких коллег нет, то обрываем телефоны разных отделов и подразделений. Телефон нашли, но, выясняется, что это – не прямой телефон, а телефон секретаря. А задача любого секретаря – допустить как можно меньше людей к телу своего босса. Начинаются долгие и нудные переговоры с секретарем. Хорошо, если секретаря можно «задобрить» шоколадкой или бутылочкой коньяка, тогда шансы увидеть вживую  «объект» возрастают. А если нет, то нужно долго и подробно  отвечать на глупые вопросы. И вот время интервью вам назначено! Для вас оно обычно самое неудобное – в это время вы обычно или ребенка отвозите в детский сад, или же с друзьями паритесь в бане. Но ничего не поделаешь! А тут еще вас предупреждают, что дают вам для разговора не более 10 минут. И с этим нужно смириться. Дальше необходимо в нужное время приехать и попытаться вытянуть из чиновника хоть что-то, отличающееся от официальных документов. А такие люди крайне неразговорчивые! Потом быстро расшифровывать запись интервью и из полученного нагромождения слов сочинить что-то более-менее живое. Но и это еще не всё. Интервью нужно отправить чиновнику на согласование. Тот начинает его править и спорить с вами, что вы его не так поняли. Правок может быть столько, что интервью приходится переделывать полностью. Новый вариант опять уходит на согласование, и молите Бога, чтобы на этот раз правок было немного. При этом у вас лимит времени – до сдачи номера остались считанные минуты, а чиновник некуда не торопиться, он неторопливо смакует интервью и (о, ужас!) просит подождать до завтра. Вот тут вы, сохраняя терпение, начинаете убеждать его что «промедление смерти подобно». Наконец-то виза на интервью поставлена, и вы отдаете его в печать…

Описанная выше история может происходить ежедневно!  Но без этого журналист не может стать настоящим мастером.  

МИФ №7  ЖУРНАЛИСТ – ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ ПРОФЕССИЯ

Самый сложный для меня для развенчивания миф. Подошедший ко мне коллега и увидевший этот заголовок, удивленно спросил: «Тебе-то что жаловаться?». А я и не жалуюсь. Одновременная работа сразу в нескольких изданиях, востребованность как редкого специалиста в городе по PR-статьям позволяет мне жить безбедно. Но я же в данном случае говорю не о себе, а об огромной армии журналистов со скромными доходами.

Увы, заработки журналистов, особенно в печати, внушают пессимизм. Сегодня корреспондент хабаровской газеты имеет постоянную ставку плюс гонорары за свои материалы, которые, увы, далеко не заоблачные. В глянцевых журналах заработки чуть побольше, но так как они выходят раз в месяц, особо не разбежишься по количеству публикаций, а значит, и гонорар оставляет желать лучшего. Хорошо, если закажут PR-статью. В некоторых изданиях, к примеру, мне лично платят до 10 процентов от стоимости публикации, а это по современным рекламным расценкам очень хорошие деньги. Но здесь есть другая сторона медали – PR-публикация предполагает бесконечное согласование с заказчиком, у которого настроение может меняться по несколько раз в день. И здесь на первый план выходят выдержка и терпение журналиста.

Однажды мне поручили сделать PR-статью о женщине-предпринимателе. Она возглавляет крупное рыбоперерабатывающее предприятие. Про таких говорят «сильная женщина». На предприятии ее бояться и уважают все. Встретила меня она довольно настороженно, но разговорить ее удалось быстро. Начал я беседу не с производственных показателей, а с непростой женско доли: как ей удается жить в таком ритме? И тут она мне стала рассказывать о своей жизни, полной лишений и тревог. Кульминацией истории стал рассказ о гибели в ДТП ее единственного сына. Еще и года не прошло со дня трагедии, и лишь полное погружение в работу помогает ей убежать от грустных мыслей. Расстались мы с ней если не друзьями, то очень хорошими приятелями. Она выговорилась, и было видно, как ей легко стало на душе. Свой материал я построил сквозь призму женского взгляда на бизнес, естественно, ничего не написав о ее личной трагедии – ей этот факт афишировать не хотелось. Какого же было мое удивление, когда готовый материал она восприняла «в штыки»! Вся душевность в разговоре куда-то исчезла, она потребовала побольше рассказать именно о производственных успехах. Желание заказчика – закон. Я сделал, как она просила, но чувства удовлетворенности от работы уже не было. Таких производственных статей я написал великое множество, а так хотелось раскрыть внутренний мир героини…

Что касается расценок за публикации, приведу пример моего непродолжительного сотрудничества с газетой «Хабаровская неделя». В течение месяца я писал по заказу редакции небольшие заметки о кино и о музыке. Мне позвонили и пригласили за гонораром. Когда я приехал в бухгалтерию, моему удивлению не было предела. Мне выписали за месяц… 320 руб.! Естественно, что я тут же прекратил сотрудничество с этой газетой, при этом ее редактор был очень удивлен моим поступком: «У нас все так зарабатывают…» Это я к тому, что в местной прессе о больших заработках можно забыть, если вы, конечно, не VIP-журналист. Но этот  статус нужно еще заработать…

На телевидении оплата труда побольше. При ежедневном изготовлении сюжетов для информационных программ можно зарабатывать хорошие деньги. Но это адская работа! В любое время суток, в любом месте необходимо оказаться именно тогда, когда требуется.

Телевидение, несмотря на романтическую привлекательность, обладает потрясающим свойством ликвидировать таланты. Единицы получают возможность выжить в конкурентной борьбе за эфир - и методы при этом применяются не всегда «общечеловеческие». Большинство талантливых журналистов на всю жизнь остаются редакторами (с бешеным ритмом работы и фиксированными зарплатами), которые постоянно находятся под прессом своего начальства. О работе в кадре им остается только мечтать.

Но не хотелось бы заканчивать эту главу на грустной ноте. Главное, что нужно понять начинающим журналистам: быстрых денег не бывает никогда. Работайте, работайте и еще раз работайте! И тогда и признание, и успех, и финансовое благополучие к вам обязательно придет!

 

Связано с категорией: Творчество Оставить комментарий
Комментарии (7) Пинги (0)
  1. Со всеми мифами согласна стопроцентно. Единственное, что сейчас до чиновников дозвониться намного проще, чем раньше 🙂

  2. Аня, возможно, я с чиновниками в последнее время дело имею редко…

  3. Сергей Николаевич!Как всегда, вас читать — чистое здоровье!

  4. Спасибо, Татьяна, стараемся…

  5. Полностью солидарна с Таней, талантливого человека почитать всегда приятно, особенно когда это твой любимый преподаватель!
    Да уж, насчет учебы правда все заблуждаются, надо скинуть друзьям ссылочку, а то все удивляются, что сложного в моей учебе и почему у меня постоянно не хватает свободного времени. Пусть хоть глянут и перестанут обижаться)))
    P. S.: и все-таки зачем нам экология я так до сих пор и не поняла…

  6. У меня сразу возникло желание дать почитать эту статью » настоящим журналистам», каковыми они себя считают. А эпизод на производственную тему всколыхнул немало воспоминаний. Как ты все делаешь легко так и пишешь, разумеется, эта «легкость», присуща редко кому.

  7. Спасибо, Дина и Люся, за добрые слова и за внимание к моей книге! Ждите новых глав!


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.