Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

3Дек/111

ГЕРМАНСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ ТОГУ

Сергей Шалобанов

Сергей Шалобанов

С 23 по 28 октября 2011 г. в Мюнхене (Германия) проходил семинар для руководящих сотрудников российских университетов "Этапы инновационного процесса: от научной разработки до промышленного образца. Немецкий опыт развития инновационной структуры. Роль ведущих немецких исследовательских университетов в создании инновационных технологий и подготовке инновационных кадров". Для представителей российских вузов семинар организовала московская фирма ИНТЭР (Институт технологии экономического развития). В группе руководителей российских вузов было 6 человек из Дальнего Востока. Тихоокеанский Государственный Университет представляли проректор по учебной работе Сергей Викторович Шалобанов, директор Центра научных исследований и компьютерных технологий Сергей Михайлович Бурков и доцент кафедры "Вычислительная техника" Николай Юрьевич Сорокин, недавно защитивший докторскую диссертацию именно в Германии. Я попросил  Сергея Викторовича Шалобанова подробнее рассказать об этой поездке.

 

- Сергей Викторович, почему в состав российской делегации вошли и представители ТОГУ?

 

- Мы недавно выиграли грант на разработку инновационной инфраструктуры и уже в рамках его реализации получили приглашение на этот международный семинар. Лично для меня было очень интересно сравнить и проанализировать, чем отличаются у нас подходы к учебной и научной работе. Всегда ведь полезно  сравнить две образовательные системы. Правда, доклад на эту тему делал профессор одного из университетов Германии, и у него  получился больше взгляд на проблему глазами именно профессора, а не руководителя учебной структуры. Но всё равно некоторые детали были интересны. Например, мы узнали, что избрание по конкурсу профессоров в университетах Германии проходит совершенно иначе, чем у нас. Мы избираем профессора на кафедру на 5 лет. Там же если профессор избирается, и он не хочет менять свой вуз, то может спокойно работать до самой пенсии. Плюс в таком подходе больше для самого профессора: он может спокойно работать на благо университета, отдавать свои знания студентам. Не нужно также забывать, что у нас профессор - это высококвалифицированный специалист, работающий на кафедре. В Германии же профессор – это, прежде всего, руководитель коллектива. У него есть свой бюджет - сумма определяется во время прохождения по конкурсу, своя научно-образовательная группа из преподавателей и студентов. Деньги идут не только на оплату труда, но и на исследования, и на оборудование. И здесь нужно профессору очень точно рассчитать требуемый бюджет. Если вдруг через год-другой выяснится, что бюджета на исследования не хватает, дополнительных денег ему уже никто не даст. Это, конечно, один из минусов. Вы же понимаете, что работать можно над своим проектом не один год и всё заранее предусмотреть крайне трудно. Но дополнительные деньги можно привлечь через гранты - в Германии это обычное дело. Разработана также и система договорных отношений с предприятиями, когда есть заказ и под него также выделяются деньги.

 

- В Германии больше возможности выиграть грант по тому или иному направлению?

 

- Если говорить о науке, то условием достаточного ее финансирования все-таки больше является развитая промышленность, а не полученные деньги по грантам. В Германии вокруг любого университета есть крупные предприятия. К примеру, в Мюнхене мы посетили Технологический университет (TUM) и Университет  Людвига Максимилиана (LMU). Они входят в элиту немецких вузов и имеют очень высокий рейтинг в мировой классификации. Достаточно сказать, что они гордятся своими лауреатами Нобелевской премии. У университетов весьма почтенный возраст и этот дух аристократии, старины и классицизма чувствуется во всём.   Можете представить, сколько всего за свою более чем столетнюю историю видели стены этих университетов! К истории, к памяти там относятся очень уважительно.  

 

- Вернёмся к разговору о выборе на конкурсной основе профессоров. Достоинство германской системы вы отметили - ученый может годами спокойно заниматься научной и преподавательской деятельность. Но есть ведь и свои недостатки?

 

 - Из недостатков я отметил бы такой факт. Профессор может опять включиться в конкурс, если кто-то на стороне ему предложит лучшие условия. Вот в этом случае он идет к ректору своего университета и ставит в известность: либо ему здесь улучшают условия труда, либо он уходит в другой вуз, где готов принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности. Такой подход в Германии в порядке вещей, нет никаких обид друг к другу или претензий. Новый конкурс дает возможность оценить работу профессора за последнее время, а ведь любому научному работнику очень важно знать, как его труды оцениваются со стороны. А в "родном" вузе новый конкурс не предусмотрен и истинную картину о своем положении в научном мире с каждым годом узнать всё сложнее. Интересно отметить, что участие в новом конкурсе всегда предполагает сбор международных отзывов о деятельности ученого. И чем больше перечень положительных отзывов от коллег из разных стран мира, тем больше шансов на победу. У нас же в России принцип международного признания пока не развит, мы всё-таки больше предпочитаем вариться в "собственном соку" и с трудом включаемся в общемировые научные процессы. В международном признании кроется и секрет успеха германских вузов в мировом рейтинге колледжей и университетов. Наши ученые даже из самых ведущих вузов России все-таки не так плотно общаются с коллегами из других стран. В силу разных причин, конечно, в том числе и из-за слабого знания иностранных языков, но международный круг общения у нас небольшой. А в Германии английский язык считается вторым научным языком после немецкого, и им владеют практически все.  А еще английский является хорошим связующим элементом. Мы, к примеру, встречались с немецким ученым, у которого помощники - наши соотечественники. И чтобы всем было понятно, о чем идет разговор, пришлось некоторым участникам беседы прибегнуть к  знаниям английского. В университетах Германии даже некоторые специальности читаются только на английском языке - в том случае, если в студенческой аудитории много иностранцев.

 

- Что удалось "подсмотреть" для возможного внедрения и в ТОГУ?

 

- Первым делом подумал, что хорошо было бы совместить нашу систему конкурсного утверждения профессоров раз в 5 лет и их германскую систему финансирования. Но при существующей у них сегодня системе мобильность преподавателей выше, они не работают десятилетиями в одном вузе. Больше скажу вам - у них в порядке вещей постоянная смена вузов в разных странах. Границы в Европе открыты!

 

- А что скажете о подобной мобильности студентов? Ведь это было одной из целью Болонского процесса перехода на многоуровневую систему подготовки...

 

- К нашему удивлению узнали, что мобильность студентов невысокая. Немного желающих начать учиться, к примеру, в Мюнхене, а закончить в Сорбонне. Хотя законодательно такая возможность прописана. Надеялись, что с появлением в вузах Европы бакалавриата, желающих учиться в разных странах будет больше. Но этого не произошло. Причины разные. Одна из них: если ты уже учишься в престижном вузе, какой смысл его менять?  А если студент учится в слабом университете, кто его возьмет в сильный? Система высшего образования Европы, как и наша, переживает сейчас переходный период. Там тоже проблем хватает! Доля магистров из числа тех, кто у них поступает и заканчивает бакалавриат, составляет всего 10 процентов. Для сравнения, в ТОГУ сейчас эта доля составляет 14 процентов, и мы поставили задачу довести эту долю до 20 процентов.

 

- В чем вы увидели основное отличие в организации учебного процесса в университетах Германии?

 

- Там учебный процесс весь пронизан научными исследованиями. Все студенты постоянные участники научных процессов в лабораториях! Очень большая, как у нас говорят, "связь науки с производством". Есть Центры инноваций, задача которых растить мелкие научные коллективы. Этакий вариант нашего бизнес-инкубатора. Но у нас бизнес-инкубатор создается при конкретном вузе, а у них Центры инноваций межвузовские. Они располагаются там, где есть и несколько университетов, и несколько крупных предприятия. Пробовали в Германии создавать  Центры и под конкретные вузы, но тогда все научные разработки были профилированы именно под этот университет, а не под нужды предприятий. Решили, что это неверный подход. Крупные фирмы платят деньги и заинтересованы в научных разработках "для себя".

 

- Что  представляет германский Центр инноваций?

 

- Это хорошо продуманное и архитектурно, и функционально здание, построенное по энергосберегающим технологиям. Внутри - самое своевременное оборудование. Мы были в Центре, внутри которого был разбит зимний сад, а по периметру сада шли застекленные "скворечники" - комнаты для переговоров. Очень удобно, комфортно, да и "глаз радует". Но и там ротация научных групп очень большая. Нет смысла "засиживаться", если не даешь конкретных результатов. Всё пронизано духом конкуренции! Но при этом финансирование стабильное и деньги выдаются вперед. Доверие полное, однако, никто не рассчитывает вернуть обратно деньги в полном объеме. Если процентов десять "выстрелило" из выделенных средств, это уже хороший показатель.

 

- Давайте поговорим о финансировании вузов Германии...

 

- Система финансирования тоже довольная непривычная для нас. У них принадлежность университета определяется  по земельному принципу, что-то вроде нашего муниципалитета. У каждого района (Земли) Германии своё правительство, свой бюджет. И вот больше половины денег вузу дает именно Земля. Потом деньги выделяют представители крупного бизнеса, которые за талантливыми студентами следят с первых дней их обучения. Далее идут различные гранты и хозяйственно-договорные темы. И всего 5 процентов от общего бюджета университета составляют образовательные услуги - то, что платят студенты. Бюджетных мест в нашем понимании этого слова в германских университетах нет. Но при этом стоимость обучения небольшая - около 500-600 евро в год. Правда, студент несет все остальные расходы по своему проживанию. А они, несмотря на некоторые льготы по проезду в общественном транспорте, по коммунальным платежам, немалые. Никаких стипендий у студентов нет, всем им приходится параллельно с учебой еще и работать. Хорошо, если студента заметили представители какой-то крупной фирмы, и тогда они могут  доплачивать кое-какие деньги. Конечно,  в плане социальной защищенности студент в ТОГУ выигрывает. Но пока в Хабаровске не будет крупных процветающих предприятий, нам остается только мечтать о финансовых вливаниях, подобным германским, в наши научные направления.   Хочу отметить, что поездка в Германию была очень полезной и продуктивной, есть о чем задуматься…

 Журнал "Мой университет", декабрь 2011 г.

Связано с категорией: Образование Оставить комментарий
Комментарии (1) Пинги (0)
  1. …..Но пока в Хабаровске не будет крупных процветающих предприятий, нам остается только мечтать о финансовых вливаниях, подобным германским, в наши научные направления.
    Когда уже закончим мечтать?(хотя это полезно).
    Ведь сколько у нас талантливых студентов выходят из стен ТОГУ?
    И куда они выходят?


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.