Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

28Ноя/113

ONLINE-РОМАН «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА». ГЛАВА 7. «ПЕРВЫЕ ШАГИ В БОЛЬШОЙ ПРЕССЕ»

Спустя годы стараюсь вспомнить: а какие краевые и городские газеты выходили в Хабаровске в начале 90-х годов ХХ века? Загибаем пальцы: "Тихоокеанская звезда" (флагман местного рынка прессы), "Приамурские ведомости" (их издание возобновили в конце 80-х), "Молодой дальневосточник" (на тот момент моя самая любимая газета, и вы уже знаете причину такой платонической любви), "Хабаровский экспресс" (выходит именно с 1993 г., ее создатель Станислав Глухов изначально ее позиционировал как оппозиционную), "Презент" (первый номер вышел в декабре 1991 г.). Выходило тогда и издание, которое газетой можно было назвать с большой натяжкой. Это был скорее бюллетень краевого комитета по телевидению и радио, и назывался он скромно "Телевидение и радио". На 4 полосах публиковалась теле- и радиопрограмма, изредка анонсы местных программ. Но по возрасту это издание считалось одним из старейших в крае - оно издавалась с 14 февраля 1958 г. Именно из этого издания директор фирмы "Арика" Владимир Анатольевич Бакуменко решил сделать первую краевую развлекательную газету, и меня пригласили на собеседование в Дом радио, где располагался офис фирмы "Арика".

Мой институтский товарищ Дмитрий Смолин получил предложение стать главным редактором обновленной газеты (Дмитрий через несколько месяцев становился дипломированным экономистом и свои знания должен был воплотить при создания нового печатного органа). Меня же Дмитрий Смолин рекомендовал в качестве литературного редактора - за моей спиной был 4-летний опыт работы в политеновской многотиражке, а самое главное - я очень любил и хорошо разбирался в кино. Откуда такая любовь, я подробнее расскажу в главе "Занимательный кинематограф".
Наверное, тем, кто хотя бы однажды бывал в Хабаровске, нет необходимости рассказывать где располагается Дом радио. На берегу Амура, на продуваемой со всех сторон площади Славы. Кстати, хабаровский Дом радио, был построен по такому же проекту, что и Дома радио в Вильнюсе и Ташкенте. Но в тех городах все-таки потеплее, чем в столице Дальнего Востока.  Строительство Дома радио в Хабаровске началось в 1969 году. Работы по возведению объекта надолго останавливались по разным причинам, это был один из самых знаменитых долгостроев в СССР и здание было сдано в эксплуатацию только в 1991 году.

И вот в начале декабря 1993 г. я, дабы не опоздать, прибежал на встречу за полчаса. Но мне никто не пояснил, что можно заходить во внутрь и дожидаться директора фирмы "Арика" в тепле. В итоге все полчаса я простоял на продуваемом всеми ветрами пяточке у Дома радио, и вышедший на улицу забрать меня Владимир Анатольевич Бакуменко казался мне тогда  ангелом-спасителем.
Первая наша встреча была недолгой. Владимр Анатольевич в двух словах обрисовал картину. Мол, заключено соглашение с телерадиокомпанией  "Дальневосточная" о преобразовании газеты "Телевидение и  радио" в совершенно новое краевое издание. Тематика выбрана развлекательная, и основные материалы будут посвящены кино, радио и телевидению. Девиз для газеты был выбран  весьма оптимистичный: "Отдохните от проблем!". Так как ТРК "Дальневосточная" оставалась учредителем  газеты, в каждом номере обязательно должны были быть материалы о передачах и сотрудниках компании. На момент нашей встречи в штате газеты был всего один человек - Вера Степановна Прохорова. Она исполняла функции и редактора, и верстальщика, и экспедитора. К ней добавлялись главный редактор (Дмитрий Смолин), литературный редактор (Сергей Хамзин) и дизайнер (Константин Евстратов). В перспективе планировалось иметь и своего штатного корреспондента. Первый номер обновленной газеты должен был выйти в предпоследнюю пятницу 1993 года, так что  времени на кардинальные перемены оставалось "в обрез". С самого начала газета должна была верстаться на компьютере, что для Хабаровска тогда было революционным решением.

Договорились, что совещание по определению творческой концпеции газеты проведем через несколько дней. И Владимир Анатольевич предложил для встречи одну из аудиторий... Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта! Не мистика ли это? Опять моя судьба пересекается с "Железкой"! Но мистики тут никакой не было, просто Бакуменко тогда работал преподавателем на одной из кафедр института и ему удобней было встретиться  с нами после своих занятий. Мы быстро нашли нужную нам аудиторию, Дмитрий Смолин очень удивился моему отличному знанию расположений помещений в здании инстиута. Эх, знал бы он сколько раз я в школьные годы тщательно перемывал все эти коридоры и кабинеты! 
То совещание помню досконально. Мы много спорили, разрабатывали рубрики, мечтали о денежных вливаниях от рекламодателей, которые уже на следующий день после выхода номера в свет должны были выстроиться в очередь. Уже давно стемнело, а мы все "кроили" жалкие 4 полосы газеты, стараясь впихнуть в неё всё. Но очень быстро выяснилось, что после размещения телепрограммы (а тогда в Хабаровске вещало всего-то 4 телеканала) и программы радио (2 программы, работавшую уже тогда коммерческую радиостанцию "Инвар" почему-то никто из нас всерьез не воспринимал), свободного  места у нас оставалось "кот наплакал" - только первая полоса. На нее вмещались лишь 1-2 небольших материала. Уже тогда было ясно, что газету надо срочно расширять, но об этом, как говорила героиня "Унесенных ветром", мы решили подумать завтра.
И вот началась подготовка над первым номером. Это сегодня мне смешно вспоминать, что первые 4 полосы мы готовили 3 недели! И это при том, что из "полезных" материалов был всего один, остальное занимали уже готовые программы телевидения и радио. Единственное, что эти программы полностью поменяли свой внейшний вид, но в этом была больше заслуга нашего дизайнера.

А в качестве "передового" материала мы решили сделать предновогодний опрос представителей местных телекомпаний и радиостанций. Вопросы выбрали, как нам казалось тогда, суперинтересные, но которые сегодня смотрятся очень банально и неинтересно: "Чем вам запомнился 1993 год?" и "Какие у вас планы на 1994 год?".
Стали думать, к кому обратиться с такими вопросами. Понятное дело, что обязанность подготовить опрос возлогалась  на меня, а я никого из предполагаемых кандидатур лично не знал.

Владимир Анатольевич Бакуменко, как директор и идейный вдохновитель нашего проекта, меня успокаивал: "Ничего, всё когда-то бывает в первый раз". Тогда я понял еще одно правило журналистики: НЕ НАДО БОЯТЬСЯ ЗНАКОМИТЬСЯ С НОВЫМИ ЛЮДЬМИ, ВСЁ КОГДА-ТО БЫВАЕТ В ПЕРВЫЙ РАЗ!
В качестве "подопытных кроликов" мы выбрали три персоны. Первая - диктор Хабаровского краевого радио Валерий Константинович Еремин (как представителя радиоцеха), вторая персона - Владимир Сергеевич Воропаев (главный редактор главной редакции информации Хабаровского телевидения), третия - Александр Ким (редактор и ведущий первого коммерческого телевизионного канала в Хабаровске "Телевидение Амура").
Первым "под рукой" оказался Валерий Еремин: его кабинет оказался этажом выше нашей редакции. Заочно я с ним был хорошо знаком. Во-первых, Хабаровское краевое радио слушал с детства и голос Еремина меня сопровождал всю жизнь. Во-вторых, Валерий Константинович был одним из ведущих футболофилов Хабаровска. Пусть вас не пугает слово "футболофил" - оно не имеет никакого отношения к "педофилам" и к "зоофилам". Так называют людей, которые увлекаются футбольной статистикой. Я сам тогда был сильно  "болен" этим увлечением, собирал футбольные справочники и даже писал программки к футбольным матчам, которые в основном издавались на западе страны. И Еремин среди хабаровских футболофилов был признанным авторитетом. Я решил начать разговор с ним именно с последних футбольных новостей, тем самым применив еще одно правило журналистики: ВСЕГДА СТАРАЙТЕСЬ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ СОБЕСЕДНИКА ИНТЕРЕСНОЙ ДЛЯ НЕГО ТЕМОЙ РАЗГОВОРА, А ПОТОМ УЗНАЙТЕ У НЕГО ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО ВАМ!  Нужно ли говорить, что общий язык с Валерием Ереминым мы нашли сразу. И о футболе поговорили, и о радио, и о его жизни. Вообщем, первый опыт общения со столь уважаемым и легендарным для Хабаровского радио человеком оказался удачным. Потом, спустя годы, когда я уже сам делал авторские программы на Хабаровском радио, отношения с Ереминым были всегда замечтальные, он много дал мне практических советов как правильно читать информацию, как управлять своим дыханием и т.д. Но об этом я расскажу в главе "Занимательное радиовещание".
Следующей "жертвой" по нашему плану был Александр Ким. Он по возрасту ненамного старше меня, но в конце 1993 г. он был уже в Хабаровске телезвездой первой величины. Его программа "Поживем-увидим" пользовалась дикой популярностью, хотя чего в ней особенного? Просто обзор фильмов. Но личное обаяние Кима, его знание кино и эрудированность творили чудеса. Передача была суперпопулярна!

Я немного робел встречаться с Александром - кто он и кто я? И опять на помощь пришел Владимир Анатольевич Бакуменко. Он при мне набрал номер внутреннего телефона Дома радио  и... попросил Александра Кима спуститься к нему в кабинет. Именно спуститься - "Телевидение Амура" (ТВА) располагалось на 10-м этаже, у нас же был этаж "минус 1". Спустя 10 минут вошел заспанный Ким. Мне тогда казалось, что он - всегда заспанный. В какой-то мере это была правда - все работники ТВА много работали по ночам (эфиры порой заканчивались под утро) и не высыпались постоянно.

Владимир Анатольевич Бакуменко пояснил Киму задачу, и Александр легко ответил на мои вопросы. Потом в жизни мы неоднократно пересекались по работе с Кимом, особенно нас сблизила любовь к кино. Сегодня Александр Эрнстович Ким - директор телеканала "Даль-ТВ - ТНТ".
Оставался у нас самый "крепкий орешек" - не менее легендарная звезда Хабаровского телевидения Владимир Воропаев. Его приход на студию Хабаровского телевидения совпал с перестройкой в стране, и Воропаев стал олицетворением всего нового на хабаровском телеэкране. Информационная программа "Панорама", которую курировал Воропаев, была не просто очень популярной, без ее просмотра невозможно было представить жизнь среднестатистического хабаровчанина. И опять же сначала Воропаеву позвонил Владимир Анатольевич Бакуменко (откуда он всех их знал лично?), объяснил суть нашего материала. Воропаев попросил меня позвонить на следующий день утром, чтобы обговорить время встречи.
Это сказать просто: "Позвони утром!". А как? Домашнего телефона у меня не было, о сотовых даже представления тогда не имели. Пришлось рано утром искать телефоны-автоматы на улице и в жуткий холод (декабрь же на дворе) звонить Воропаеву. Он сначала у меня распросил кто еще участвует в опросе, а потом обрушился на меня тирадой, что неэтично включать в список опрашиваемых Александра Кима: мол, какое он имеет отношение к настоящему телевидению? Я что-то лепетал в ответ, стараясь не вывести из себя мэтра. В итоге, время встречи Воропаев мне назначил. Забегая вперед, скажу, что Владимир Сергеевич - это редкий случай человека, с кем у меня так и не сложились отношения. Успокаивало лишь одно - Воропаев тяжело находил общий язык почти со всеми. Для меня всегда была загадка - как у такой замечатальной женщины, какой была уважаемая мною хабаровская журналистка Людмила Николаевна Румянцева, был такой высокомерный и вечно всеми недовольный муж, как Владимир Сергеевич Воропаев? Вот уж действительно, противоположности притягиваются друг к другу. Чуть позже он даже для меня придумал термин "сеансщина" (от названия моей телепрограммы "Сеанс"). Этот титул он присваивал всем людям, кто работал на телевидении  без специального образования. Интересно, как сегодня Владимир Сергеевич воспринимает расцвет "сеансщины" на всех телеканалах страны?
Первый материал для обновленного еженедельника "Телевидение и радио"  был написан, согласован, сверстан. В паузах между подготовкой к выпуску первого номера газеты мы носили мебель в редакцию (всё же начиналось с ноля!), смотрели как на диковинку на компьютеры и даже боялись к ним подходить. Даже не верится, что я больше года писал тексты от руки и отдавал их набирать дизайнеру. Мне казалось, что я никогда не овладею "злым монстром" под названеим "компьютер".
И вот 24 декабря 1993 г. вышел в свет первый номер обновленной газеты "Телевидение и радио"! Его раскупали охотно - газета из-за удобства расположения теле- и радиопрограммы всегда была популярной. Но в тот день мне казалось, что ее разбирают именно из-за того, что в ней опубликован мой эксклюзивный материал!
А спустя три дня произошло еще одно историческое событие - я получил первый аванс как работник фирмы "Арика" и литературный редактор газеты "Телевидение и радио". Сумму его уж не помню, но авнас был в несколько раз больше моей стипендии (и это всего за один материал!). Вот тогда я понял еще одно правило: ЗАНИМАЯСЬ ЖУРНАЛИСТИКОЙ МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ ХОРОШИЕ ДЕНЬГИ! На полученные деньги я купил новогодние подарки всем родным и близким,и, самое главное, исполнил мечту всей своей жизни: приобрел целую коробку "Сникерса". Ох, как мне было плохо, когда я эту коробку благополучно уничтожил!
В новый 1994-й год я входил с новым интересным проектом под названием "Телевидение и радио" и собирался писать диплом в любимом институте, который тогда уже именовался как Хабаровский Государственный Технический Университет (ХГТУ). Надо было делать выбор - идти в настоящую журналистику или же серьезно заниматься строительством. Выбор, конечно, непростой... Но жизнь всё сама рассудила по-справедливости...

Продолжение следует...

Связано с категорией: Творчество Оставить комментарий
Комментарии (3) Пинги (0)
  1. Очаровательный текст!

  2. Сергей, будет отдельная глава и про ТВА, вспомним, как мы с тобой работали!

  3. Все гениальнее и гениальнее, Очень понравился комментарий по поводу «сеанщины», может он уже не замечает, что творится вокруг. Здесь он был величина , а там винтик.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.