Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

22Ноя/113

ONLINE-РОМАН «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА». ГЛАВА 4. «ЗАДАНИЕ, ПЕРЕВЕРНУВШЕЕ ЖИЗНЬ»

Весна - традиционное время, когда все высшие учебные заведения начинают проявлять активность. Абитуриенты нужны во все времена: и в социалистические, и в капиталистические. Вот и в марте 1989 г. Хабаровский Политехнический Институт пригласил всех желающих на День открытых дверей.

Еще раз повторюсь, для меня лично Политен тогда был очень далек и географически, и эмоционально. "Своим" я считал ХабИИЖТ. Но Ольга Михайловна Глазунова предложила мне съездить в ХПИ и написать заметку о Дне открытых дверей для "Молодого дальневосточника". Я и поехал... Кто же мог тогда подумать, что это редакционное задание так перевернет всю мою жизнь...
Как сейчас помню, народа на День открытых дверей пришло много. В актовом зале все шумели, галдели, невозможно было разобрать, что говорят деканы факультетов. И тогда я набрался наглости, вспомнив еще одно правило журналистики: ЖУРНАЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАГЛЫМ, ИНАЧЕ НЕ СМОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ВСЮ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. Я пошел прямиком после окончания Дня открытых дверей к председателю приемной комиссии. Показал ему удостоврение слушателя "Школы юного журналиста" и стал его распрашивать. Он был рад со мной поговорить, так как поверил мне, что публикация будет подробной. Но что делаю я? Вместо того, чтобы задавать вопросы о нюансах поступления на все факультеты ХПИ, я стал распрашивать председателя приемной комиссии только о том, что касалась только меня. И тут я узнал, что в Политене тоже есть специальность "Промышленное и гражданское строительство", что на базе института есть мощные лаборатории, что все выпусники получают работу после завершения, а через три года и отдельные квартиры. Вообщем, сплошная благодать! И я "загорелся" идеей поступать именно в Политехнический институт.
Заметка моя о Дне открытых дверей вышла оперативно. И в тот же день, когда появилась в продаже газета, я отправился в бухгалтерию за гонораром. Там были очень удивлены, увидев меня: "Какой гонорар? У нас деньги выдаются только 25-го числа каждого месяца, а на календаре была только середина марта!". Пришлось ждать день выдачи гонораров. Так как на этот раз материал был небольшой, мне выплатили около 5 руб. Что, впрочем, для школьника тоже было неплохо.
Свою судьбу отныне я решил связать с Политеном. По этой причине мне пришлось вскоре уволиться из "Железки". Но без работы я оставаться не желал, привык уже жить на свои собственные деньги, поэтому устроился в краевую типографию №1 на улице Серышева. И причина была не столько финансовая (там мне обещали 150 руб. в месяц), сколько практическая - я захотел получше познакомиться с работой типографии. Считал и считаю, что ЖУРНАЛИСТУ НУЖНО ЗНАТЬ, КАК ПЕЧАТАЮТСЯ ИЗДАНИЯ. Должность моя звучала красиво: сортировщик газет. Я представлял себя, перебирающим газеты, и параллельно их все прочитывающий. Но реальность оказалась другой и тяжелой. В мои обязанности входило принимать пачки газет, сортировать их по мешкам, а мешки зашивать нитками. Процесс был полностью механизированный. По транспортеру на уровне высоты второго этажи проплывали пачки с газетами. По желобу они скатывались вниз. Я должен был лихо подставить мешок, и 1-2 пачки быстро принять. Потом на специальной швейной машинке эти мешки надо было зашить.

Увы, сначала у меня мало что получалось. Пачки газет, вместо мешков, летели ко мне на руки, из-за чего очень быстро все мои руки были изодраны до крови. Швейная машинка не хотелась меня слушаться и вместо мешков, иголка упрямо старалсь пробежаться по моим пальцам. Вообщем, намучился страшно! Зато изнутри  увидел весь процесс печатания прессы, что потом мне в будущем очень сильно пригодилось.
В Политехнический институт я поступил без особых проблем, зачисление состоялось 4 августа 1989 г. и у меня в запасе еще был почти месяц до поездки в совхоз на уборку картофеля. Современные студенты уже и не знают, что это такое - поехать "на картошку". А тогда само собой разумеющимся было снятие студентов с занятий в начале учебного года, чтобы они могли помочь совхозам убрать картофель и другие овощи. Нас, студентов строительного факультета, отправили в Еврейскую Автономную область, в село Амурзет.

Жизненная школа для меня была сильной! Впервые в жизни я куда-то отправился из дома! Мы жили в деревяных, продуваемых всеми ветрами, бараках. Параллельно знакомились друг с другом. И хочу сказать, что та - совхозная дружба, оказалась очень сильной. Со многими однокурсниками, с кем я познакомился именно в Амурзете, мы связь поддерживаем до сих пор: с Марией Арефьевой, с Маргаритой Косиновой, с Ириной Кулешовой, с Евгением Щукиным... У каждого из них жизнь сложилась по-своему, но то, совхозное братство, оказалось сильной штукой. Быть может даже посильней, чем "Фауст" Гёте...
Во время пребывания в Амурзете состоялась историческая встреча, которая (смело могу сказать!) оставила большой след в моей жизни. Я познакомился с Юрием Адольфовичем Вязанкиным. Тогда просто Юра возглавлял в Политене творческое объединение "Искра" и со своими "искровцами" ездил по совхозам ЕАО с концертами. Я о существовании Вязанкина ничего не знал, и совершенно случайно мы с ним пересеклись на крыльце нашего барака. И к ни к чему не обязывающий разговор наш продлился два часа! Юра мне рассказывал об институте, о творческой жизни студентов, о своих планах и взглядах на жизнь. Было дико интересно! Выяснилось, что на многие вещи мы с ним смотрим одинаково, и бороться готовы с одними и теми же "врагами"! Вязанкин один из тех людей, кто в определенной степени сформировал мое эстетическое мировозрение, за что я его очень и очень уважаю. В будущем мы с ним вместе работали на одних радиостанциях, не  прекращая при этом много спорить. Мы с ним очень разные.  Но как собеседник, для меня Юрий Адольфович Вязанкин до сих пор остается очень интересным человеком.
Учеба в Политене началась у нас аж в двадцатых числах октября - так долго мы в 1989 г. убирали картошку. Семестр проелет быстро. сами понимаете, что для вчерашних школьников всё было в новинку. Главное, что меня удивило - полная свобода действий! Никто тебе не указывал как жить, никто не заставлял ходить на занятия, никто не контролировал как ты выполянешь домашние задания. Правда, потом эта свобода аукнулась многим, в том числе и мне, на первой сессии. Но ощущения были непередаваемые!
Первую сессию я сдал тяжело, хотя весь семестр проблем с учебой не было. Я даже параллельно умудрился возглавить студенческое движение "Долой историю КПСС!". В лучших традициях революционного подполья, мы развешивали листовки по институту с призывом убрать из учебной программы историю "кровавой" коммунистической партии. Не скажу, что прислушались именно к нам, но со следующего семестра историю КПСС заменили на историю России - так решило высокое московское начальство.
Первый экзамен был у нас по высшей математике, и я умудрился сдать его на двойку. При этом помог с решением задач всем желающим в аудитории, а сам просто перепутал вопросы и отвечал не на те, что надо. Потом, естественно, я двойку пересдал, но, как говорится, осадок остался.

В весений семестр я вступал с желанием не повторять ошибок прошлого семестра. И именно тогда ко мне обратилась главный редактор многотиражной газеты ХПИ "За инженерные кадры" Анна Васильевна Куликова с предложением пойти к ней на работу корреспондентом. Она обратила внимание на мою активность во время проведения акции "Долой историю КПСС!" и призналась, что такой человек, как я, ей нужен. Я тут же согласился и в 18 лет стал работать в первом в своей жизни издании...

Продолжение следует...

Связано с категорией: Творчество Оставить комментарий
Комментарии (3) Пинги (0)
  1. Шикарно! Воспоминая нахлынули. У меня наших фотографий с того первого колхоза да и со второго осталось достаточно:) где то и газета есть даже. А также справочник по физике, который ты мне подарил с надписью:» Изе Зингельшухеру от Хамзингера»:)

  2. Женя, действительно тот справочник у тебя жив??? А помнишь, как Женька Макарова злилась, когда мы ей присвоили фамилию Макаревич? А вот Лехе Касьяненко фамилия Кац очень пришлась по душе! У меня еще будут главы про нашу студенческую жизнь, ведь действительно есть что вспомнить!

  3. Помню:)
    А книжка действительно осталась:)


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.