Сергей Хамзин | Очерки'О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

17Дек/110

ONLINE-РОМАН «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА». ГЛАВА 14. «КИНО МОЕГО ДЕТСТВА»

90994304Скажите мне, уважаемые читатели, кто из вас может похвастаться тем, что помнит самый первый фильм, который удалось посмотреть в жизни? Наверное, мало кто - первые фильмы мы смотрим в очень раннем детстве и названия этих картин из памяти давно выветрились. А вот мне повезло! Я свой самый первый фильм помню очень хорошо. Я не беру в расчет бесконечные мультфильмы, их то мы смотрели чуть ли не  с пеленок, я говорю о настоящем полнометражном художественном фильме. Очень хорошо помню холодный зимний день, старенький деревяный кинотеатр "Заря", который располагался недалеко от института инженеров железнодорожного транспорта (опять ХабИИЖТ присутвует в моей жизни!). В насквозь промерзшем зале зрителей всего 5 человек, из них я и моя мама. И смотрим мы драму режиссера Григоряи Чухрая "Жили были старик со старухой". Название я запомнил отлично, потому что мне, 5-летнему пацану, казалось тогда, что будем смотреть сказку. Но в итоге оказалась киноповесть о двух стариках-пенсионерах, которые после пожара остались на старости лет без крова. Очень хорошо помню сцену пожара: она завораживала. Также не могу забыть, что фильм просмотрел на одном дыхании. И чем он мог привлечь мальчишку? Наверное, тем, что сняли его по настоящему талантливые люди - всемирно известный режиссер Григорий Чухрай по сценарию легендарных драматургов Юлия Дунского и Валерия Фрида. Фильм уже тогда, в 1977-м году, был неновый - его премьера состоялась в 1964 г. Но "Заря" тогда была кинотеатром повторного фильма и там показывали немало старых картин. Именно там, к прмиеру, я впервые посмотрел комедию "Иван Васильевич меняет профессию". Фильм также на меня произвел большое впечатление, а как могло быть по другому?
Но ближайшим к дому был все-таки кинотеатр "Дружба". Там я не пропускал ни одной картины! Рекорд был установлен в 1983 г., когда советский детектив "Пропавшие среди живых" я просмотрел 28 раз! Часто случалось и такое, что заходил я на первый сеанс в 9.00, а уходил уже с третьего сеанса, успев посмотреть сразу три фильма. В кинотеатре все контролеры меня хорошо знали, даже если не было билетов на тот или иной фильм, всегда находили для меня местечко. При этом чем серьезней был фильм, тем с большим интересом я его смотрел.

Однажды, в том же 1983 г., на экраны вышла 2-серийная историческая картина "Демидовы". Я купил билет за 50 коп., до начала сеанса оставалось еще около часа, и я вышел на улицу. Порыв ветра вырвал у меня заветный билет из рук, и он улетел. Как я не старался его догнать, всё было напрасно. От разочарования я не смог сдержать слез и расплакался прямо у кинотеатра. На меня обратила внимание какая-то женщина, искренне поинтересовавшись причиной моих слез. Я ей всё честно рассказал: мне жалко было и себя, такого недотёпу, и 50 коп., которые я с трудом насобирал на билет. Понимая мою трагедию, эта женщина повела меня в кассовый зал к кассирам, рассказала о беде. Приятно, что кассиры меня не забыли, да и как можно было забыть - дети билеты на такой серьезный фильм, как "Демидовы", у них редко покупали. В итоге меня попустили без билета!
Тогда же началось мое увлечение афишами фильмов. Если удавалось выпросить в кинотеатре использованную афишу какой-нибудь кинокартины, для меня это было великим счастьем. А вскоре афиши я стал рисовать сам. Не скажу, что у меня есть талант художника, но мне нравилось подбирать шрифты, четко выписывать фамилии актеров. Особенно я любил афиши рисовать в школе на уроках рисования. Все одноклассники с восторгом смотрели на меня. И самое главное - все эти фильмы я сначала просматривал, а лишь потом рисовал к ним афиши.
Кинотеатров в Хабаровске тогда было немало. Вот только некоторые, которые вспомнил: "Гигант", "Совкино", "Дружба", "Октябрь", "Пионер", "Молодежный", "Заря", "Амур", "Мир", "Спутник", "Восход"... Самы дальним для меня был кинотеатр "Мир" - он располагался на 5-й площадке. А этот район никогда не был спокойным в Хабаровске. И вот однажды я решил туда отправить в одиночку, чтобы посмотреть фильм "Зорро" с Аленом Делоном. Знал только, что доехать до "Мира" можно на трамвае №2. По дороге трамвай сломался, и я упрашивал вагоновожатую поскорее отремонтировать его, так как я опаздывал в кино. Она на меня смотрела как на ненормального. В итоге на сеанс я всё-таки опоздал. Зато познакомился с местной шпаной. Не скажу, что знакомство было приятным - деньги выгребли все, но хоть не побили: я их сумел как-то отвлечь своими разговорами о кино. Слушали внимательно, но отобранные деньги не вернули...
Конечно, главной кинематографической Меккой Хабаровска тогда был кинотеатр "Гигант". В трех его залах можно было выбрать каждому зрителю фильм по душе. Аншлаги в "Гиганте" были привычным делом, особых развлечений-то в 70-е годы у хабаровчан не было. И шли в кино целыми заводами и фабриками. А если уж была пометка на афишах "Детям до 16 лет запрещается", то на такие картины билеты было достать проблематично вдвойне. Кстати, будучи совсем маленьким и ничего не подозревающим о непростых отношлениях между мужчиной и женщиной, я считал, что фильм запрещен к просмотру тем, кому нет 16 лет по одной причине - там... много матов! А детям маты слышать нельзя, несмотря на то, что в реальной жизни вокруг все матерились как сапожники. И лишь когда мне исполнилось 9-10 лет, понял, что запрет связан не с матами, а с обнаженной натурой. Но из-за этого желание посмотреть "такой" фильм стало еще сильнее.
Кто вспомнит самые откровенные фильмы того времени? Можно назвать серию фильмов про Анжелику, нельзя отбрасывать со счетов француские и итальянские комедии, где" проскальзывала" голая ножка героини или же, о ужас, слегка приоткрывалась ее грудь. Во второй половине 80-х бесспорными лидерами по степени обнаженности были польская комедия "Новые Амазонки" и японская драма "Легенда о Нараяме". Вот уж действительно на эти фильмы билеты купить было невозможно.
Как и любой мальчишка, я очень любил приключенческие фильмы - о мушкетерах, о пиратах, о ковбоях, об индейцах. Именно в детстком возрасте у меня появился непонятный интерес к "заэкранной" жизни героев: я старался не прпускать журналы "Советский экран", "Спутник кинозрителя", а однажды даже мне выписали болгарский журнал о кино. Он, конечно же, был на болгарском языке, но, как не странно, мне в нем было всё понятно. Тогда среди сверсников я считался непревзойденным авторитетом, мог рассказать как снимался любой фильм. А особенно у меня получался подробный пересказ картины. Как я тогда умудрялся запоминать реплики всех героев? Для меня до сих пор это - загадка!
В кинотеатре "Гигант" на рубеже 70-80-х годов очень популярным был клуб "Киноглаз" во главе с Эдуардом Моисеевичем Корчмаревым. Попасть на его заседания было очень нелегко, а детей вообще не пускали. Как я могу забыть историю с показом фильма Феллини "Сладкая жизнь"? В кассе мне билет все-таки продали. Но на входе в зал меня остановил сам Эдуард Моисеевич: "Куда вы направились, молодой человек?" - строго спросил он. "Феллини посмотреть!" - честно ответил я, тогда уже прочитавший немало статей о великом итальянском режиссере, но не разу не смотревший его картины. "Феллини?  - удивлению Корчмарева не было предела. - А вы знаете, что его фильмы не для детей? Сказки показывают в другом зале, туда и идите!". Вот так Эдуард Моисеевич меня не пустил знакомиться с шедевром Феллини. Потом, когда спустя годы мы уже вместе с Корчмаревым работали   в Хабаровском крайкиновидеопрокате, я не упускал возможность напомнить ему ту историю. Он в ответ лишь улыбался...
Зато в 1981 г. мне разрешили купить абонемент на творческие встречи с актерами и режиссерами. Были тогда очень популярны выездные фестивали. Тот, на который абонемент купил я и моя одноклассница Ира Лаптиева, назывался "Товарищ кино". Раз в месяц во Дворце культуры профсоюзов проходила творческая встреча с актерами и режиссерами. Хорошо помню приезд актеров Валерия Рыжакова и Галины Яцкиной, режиссера Сергея Микаэляна. До сих пор не могу забыть яркие впечатления от творческого вечера режиссера дубляжа Георгия Калитиевского. Именно Калитиевский был режиссером дубляжа самых знаменитых фильмов с участием Луи де Фюнеса, и несколько фрагментов он показал нам. Я никогда еще так много не смеялся! От смеха даже катался по не совсем чистому полу. При этом Калитиевский очень интересно рассказывал как эти фильмы дублировались.

Помню и приезд мультипликатора Вячеслава Котеночкина - автора "Ну, погоди!". Он нам впервые показал мультики про... Микки Мауса! Тогда в нашей стране они были под большим запретом и просто удивительно, как Котеночкину удалось их продемнстрировать на большом экране.
На этих творческих встречах я всегда выделялся: представьте себе мальчишку, который вместе со взрослыми активно задавал вопросы и не боялся вступать в споры. Особенно яркой получилась дисскусия с ленинградским режиссером Сергеем Микаэляном. Автор таких кинохитов, как "Премия", "Вдовы", "Влюблен по собственному желанию", в 1985 г. привез свой фильм "Рейс 222". Это была псевдопатриотическая драма о нежелании главной героини остаться в Америке. Мне фильм показался очень неправдивым. Не знаю, чем бы в итоге закончилась дискуссия с известным режиссером,но тогда в зале...  отключили электричество!
Благополучное кинопрокатское время завершилось полным развалом системы кинопроката в начале 90-х годов. В кинотеатрах пооткрывали мебельные магазины и автосалоны, а фильмы стали крутить все, кому не лень, в Домах культуры. В своем большинстве это были низкопробные фильмы. Приятные исключения - в виде драмы японского режиссера Нагисы Осимы "Империя чувств", были редкостью.

Что скрывать – пересмотрев огромное количество фильмов, я
тоже мечтал стать артистом. Хотя мечты мои были реальными. Я понимал, что
большое кино делается далеко от Хабаровска, и в родном городе больших а -
ктерских успехов я не добьюсь никогда. Но это не помешало мне в 1984 г.
Записаться в театральную студию при Дворце культуры профсоюзов. В этой студии в год ставились два спектакля – новогоднпионераий и летний. Первый был нравоучительной сказкой о победе добра над злом, второй не менее
нравоучительный о том, «как хорошо в стране Советской жить». В новогоднем
спектакле мне доверили главную роль – пдумалаионера, который спасал от злых волшебников Деда Мороза и Снегурочку. Репетиции проходили три раза в неделю с сентября по декабрь. Сначала была просто читка пьесы, потом мы распределялись по ролям. Но самым интересным для меня были репетиции на сцене. Вот где было раздолье! Не знаю откуда, но у меня было удивительно чувство сцены, партнеров, это неоднократино подчеркивала наш руководитель студии. Она и придумала мой эффектный выход на сцену. Я должен был спрятаться за шторкой в зале, и когда все зрители рассядутся, выйти оттуда и подняться на сцену. Как будто я мальчик из зала. Главное, чтобы никто не видел меня, спрятанного за шторой.

И вот день премьеры. Я, как полагается, спрятался за шторой.
Стою и слышу как заполняется зал. И вдруг штора одергивается, и я вижу
удивленное лицо контролера. Удивление быстро сменилось радостью: «Ага, без
билета хотел посмотреть спектакль!» - закричала на весь зал она. Понятно, что о никакой внезапности моего появления уже не могло быть и речи. Я, чуть слышно, пытался пояснить: «Я – артист!». «Знаем мы таких артистов! Где твой билет?».
Наша перепалка всё больше привлекала внимание всех. Уже не только контролер меня стыдила за желание без билета посмотреть спектакль, но и мамаши других детей. Не знаю, как быстро бы с позором меня выгнали из зала, если бы не вмешательство нашего руководителя студии. Она подтвердила, что я действительно артист. Контролер расплылась в улыбке: «А-а-а, ну так бы и сказал! Артистов я уважаю...». Увы, эффект неожиданности был безвозвратно потерян…

После спектакля на меня все смотрели как на героя. Это же надо – настоящий артист! Тогда же я получил свой первый актерский «гонорар» - мне подарили конструктор…

С декабря 1993 г. я смотрел кино уже профессиональным взглядом, так как стал литературным редактором газеты "ТВР-Телевидение и радио". Не пропускал ни одной интересной картины. правда, больше смотрел их на видеокассетах, благо в Доме радио располагалась крупнейшая видеостудия "Дальняя Россия". Профессиональные интересны заставили меня познакомиться и с теми, кто в Хабаровске определял кинопрокатную политику...

Продолжение следует...

Связано с категорией: Творчество Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Оставить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.