ПОЁМ ВЫСОЦКОГО…
В 2020 году в Хабаровске объявлено о проведении сразу четырех концертов, посвященных дню рождения Владимира Высоцкого. Два - в краевой филармонии, по одному - в ДК профсоюзов и в Краевом музыкальном театре. Смогут ли все четыре площадки собрать "свою" публику? Интересный вопрос, учитывая, что публика-то одна и та же. И вряд ли она захочет посетить сразу четыре концерта…
Долгие годы инициатором концертов в честь дня рождения Высоцкого в Хабаровске выступает наш известный автор и исполнитель Александр Ковалев. Всегда один концерт обязательно проходил в большом зале краевой филармонии, второй - иногда, в ДК профсоюзов. Бывали случаи, когда два концерта проходили одновременно на двух площадках, и Ковалеву с хабаровскими бардами приходилось оперативно перемещаться.
Чем интересны концерты в 2020 году? В ДК профсоюзов 25 января это будет классическое выступление хабаровских бардов с песнями Высоцкого, в Краевом музыкальном театре 26 января петь будут артисты хабаровских театров. Что в итоге получится - посмотрим, а пока можно рассказать о первом концерте, что прошел 19 января в краевой филармонии.
Несколько лет подряд в филармонии ко дню рождения Высоцкого проходили концерты хабаровских бардов. Потом был эксперимент с привлечением звезд русского шансона: на мой взгляд, весьма удачный. В прошлом году хабаровские исполнители пели Высоцкого в сопровождении симфонического оркестра - тоже получилось интересно!
В этом году концерт состоял из двух отделений. В первом выступали хабаровские исполнители Александр Ковалев, Сергей Синельников, Инна Верт, и приехавший из Москвы президент фестиваля "Юрмала шансон" Николай Смолин. А во втором выступлении песни Высоцкого исполнял военный оркестр Восточного округа войск Национальной гвардии под управлением Владимира Мостового и Павла Широкова. Солисты - Илья Лачинов, Роман Саватеев и Дарья Трифонова. И второе отделение было уникальным тем, что впервые военный оркестр в Хабаровске исполнял песни Владимира Высоцкого.
Первые песни в сопровождении оркестра Владимир Высоцкий записал для кино. И некоторые из них даже довольно быстро были выпущены фирмой "Мелодия" на маленьких пластинках. Но нельзя сказать, что появление официальных записей Высоцкого в сопровождении государственных оркестров являлось проявлением лояльности в отношении творчества поэта. Думаю, что причины были чисто экономическими: прибыль от продаж миллионных тиражей этих миньонов была гарантированной. Уже с момента появления первой гибкой пластинки с четырьмя песнями из фильма "Вертикаль" (1966) глупо было не замечать всенародной любви.
Впервые песни Высоцкого на пластинке фирмы "Мелодия" появились с Оркестром кинематографии СССР, а потом были записи Оркестра Всесоюзного радио и телевидения п/у Вадима Людвиковского. Это были "Утренняя гимнастика", "Черное золото", "Корабли".
В 1973 году на базе всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия" был создан одноименный ансамбль, которым руководили Георгий Гаранян и Владимир Чижик. Так как нотный материал для записи отсутствовал, приходилось самим писать аранжировки. В 1974 году редактор "Мелодии" Владимир Рыжиков предложил записать пластинку Владимира Высоцкого, работать над аранжировками которой Георгий Гаранян поручил Игорю Кантюкову.
К аранжировке Высоцкий тогда отнесся с должным пониманием. Предварительно всё проигрывали вместе с исполнителем, чтобы понимать, о чем, собственно, речь, и заодно проверить ошибки в нотах. Затем записывали фонограмму и делали наложение голоса. За одну четырехчасовую смену делали фонограммы четырех-пяти песен. В записи принимали участие скрипачи Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. Увы, диск-гигант с песнями Высоцкого в сопровождении ансамбля "Мелодия" вышел только после смерти артиста.
Еще один интересный альбом Высоцкого с оркестром был записан в 1977 г. в Париже. Альбом назывался "Натянутый канат". Константин Казански, автор аранжировок для этого альбома, рассказывал, что перед созданием альбома "Натянутый канат" к нему обратился Жак Уревич (инициатор записи пластинки). Он интересовался, почему в этой работе Казански применяет только две гитары. Когда аранжировщик объяснил, что это желание Высоцкого и его вкус, Уревич поговорил с поэтом и добился карт-бланша для Константина - в записи некоторых песен звучит оркестр. Самому Владимиру Высоцкому многие из оркестровых аранжировок нравились: "Удачно аранжированы, например, „Кони привередливые“ — я не могу сейчас петь её в концертах. Есть очень разноречивые мнения — сколько людей, столько и мнений об этом. Что я могу сказать? Я очень рад аккомпанементу „Баньки“ и „Большого Каретного“, которые есть в одном из дисков, — там простые, безгитарные аккомпанементы, я рад, что мы их не усложняли", - говорил Высоцкий в одном из интервью.
Еще в 1976 году, во время пребывания в Канаде, Высоцкий и Влади записали на студии RCA Victor пластинку с оркестровым сопровождением, изданную в Париже в 1977 году. Называлась она «Vladimir Vissotsky» и содержала одиннадцать песен. В 1979 году в Америке, после концертов Владимира Высоцкого, вышла двойная пластинка «Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого».
И вот оркестровые варианты песен Высоцкого прозвучали на сцене Хабаровской филармонии. Получилось мощно, сильно, интересно. Знакомые и любимые песни зазвучали по новому.
24 января состоится еще один такой концерт в филармонии. Если вы не были на первом, рекомендую прийти. Очень интересно самим послушать как звучат песни Высоцкого в оркестровой обработке именно хабаровских музыкантов...
Нет обратных ссылок на эту запись.
Оставить комментарий