ONLINE-РОМАН «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА». ГЛАВА 13. «МОИ ПЕРВЫЕ ТЕЛЕПРОЕКТЫ»
Сегодня уже можно говорить, что мне сильно повезло с местом расположения редакции газеты "ТВР-Телевидение и радио". Дом радио в 90-е годы был журналистской Меккой Хабаровска. Там располагалась телекомпания ТВА ("Телевидение Амура"), Хабаровское краевое радио, радиостанция "Восток России". Волей-неволей мне приходилось много общаться с журналистами этих электронных СМИ. Очень быстро чисто деловые отношения переростали в дружеские, больше времени с некоторыми коллегами мы стали проводить и за пределами Дома радио - на совместных пикниках, например. И вполне очевидно, что наступал момент, когда работники радиостанций и телкомпании предлагали мне посотрудничать с ними.
Кадровый голод актуален всегда. Сколько бы не выпускали дипломированных журналистов, на настоящих профессионалах спрос будет всегда. О том, как я попал на Хабаровское краевое радио, я уже рассказал в прошлой главе. Также в один прекрасный день я получил предложение и поработать на ТВА. И что интересно - мне сразу предложили должность ведущего прямого эфира!
Но в первый раз в телеэфире я появился еще до этого исторического предложения. В начале 1995 г. редакция газеты "ТВР-Телевидение и радио" приняло судьбоносное решение: провести первый развлекательный конкурс на своих страницах для читателей. Долго думать над тематикой не стали и выбрали предстоящую в феврале церемонию вручения премии Американской Академии киноискусств "Оскар" в качестве объекта нашего состязания.
Мы предложили читателям угадать кто получит заветную статуэтку в основных номинациях. Напечатали купон, список номинантои и стали ждать варианты ответов. Кстати, главный приз по сегодняшним меркам был выбран очень простой - 10 "чистых" VHS-кассет! Но в начале 1995 г. видеобум в стране был в самом разгаре и за наш приз началась нешуточная борьба.
Конкурс завершился в начале февраля и так получилось, что победителей у нас оказалось несколько человек. Но приз-то один! И тогда всем коллективом справедливо решили провести жеребьевку. Мы могли это сделать и "в тихушку" у себя в редакции, но нам хотелось размаха! Да и смысл был скрывать от широкой общественности Хабаровска наш первый конкурс для читателей. И тогда наш директор Владимир Анатольевич Бакуменко предложир провести жеребьевку в эфире ТВА, в суперпопулярной тогда программе Александра Кима "Поживем-увидим". Не знаю какие он аргументы привел, чтобы Александр Ким с ним согласился, но в итоге была назначена дата съемки в нашей редакции.
Процедура розыгрыша была простой. На видеокассетах мы наклеели цифры от 1 до 5, которые перевернули и положили на стол. Я эти кассеты старательно перемешивал, потом называл имя претендента на главный приз, а Александр Ким вытягивал по очереди кассеты и называл номер. Вот так мы определили кто у нас занял с первого по пятое место.
Съемка получилась с первого дубля, чему Александр Ким был очень удивлен. Я же считал, что это - нормальное явление, так и должно быть, не случайно же я так долго к этой съемке готовился. Впоследствии съемки с одного дубля стали моим фирменным стилем, и по этой причине операторы очень любили со мной работать - съемочный процесс не затягивался. Но чтобы добиться этого единственного и неповторимого дубля, приходилось часами работать с текстом сценария. Но это как раз та работа, о которой принято говорить как о "незаметной"...
Программа "Поживем-увидим" с записью жеребьевки вышла в эфир и, удивительное дело, в родном университете стали меня узнавать! Все-таки тогда ТВА пользовалось огромной популярносью.
"Телевидение Амура"... Организация эта была очень интересной. Всё началось в августе 1991 г., когда на 8 телевизионном канале в Хабаровске появилось коммерческое телевидение без логотипа, да и телевидением это сложно было назвать, скорее видеоканал. Вещало оно из здания Дом Радио по субботам и воскресениям ту же продукцию, что и многочисленные кабельные студии Хабаровска. Прием был неустойчивым и лично я долгое время не мог принимать программы телеканала на свой телевизор.
После подавления путча ГКЧП, в сентябре 1991 этот видеоканал провозглашает себя первым коммерческим телевиденим в Хабаровском крае и начинает вещать под названием ТВА – "Телевидение Амура". Учредителем ТВА был краевой комитет по телевидению и радио (Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Дальневосточная» - преемница краевого комитета по телевидению и радиовещанию, была образована только летом 1992 г.).
Я не раз уже подчеркивал, что данный телеканал пользовался в Хабаровске огромным успехом. Именно из-за него стали закрываться многие кабельные телестудии, они просто не выдерживали конкуренцию. В это сегодня сложно поверить, но конкуренцию не выдерживали и кинотеатры: на ТВА фильмы показывались раньше, чем они появлялись в кинозалах. Понятно, что руководство Хабаровского краевого киновидеопроката боролось с этим как могло, но правовой базы не было никакой, и ТВА успешно долго еще выходило победителем.
Зарплату на ТВА платили периодически (когда я стал там работать, задержки были до 6 меясцев!), зато не запрещали всем зарабатывать на рекламе. Так как популярность телеканала зашкаливала, рекламу на нем размещали очень охотно. В порядке вещей было пойдойти к дежурной смене и попросить поставить в эфир то или иное объявление. Понятное дело, что деньги за объявление шли не в казну телекомпании. Но его руководство это понимало и закрывало глаза.
Чтобы не забыть, напомню вам, дорогие читатели, что в феврале 1993 г. появилось еще одно коммерческое телевидение - телеканал СЭТ. Вещал он сначала вообще из помещения яхт-клуба и среди его организаторов был Ильдар Шагаутдинов. Затем некоторое время вещание шло из здания "Железки" - Академии путей сообщения (очередное появление этого вуза в моей жизни!). Потом СЭТ переехал на улицу Серышева, 22, в здание “Дальэлектропроекта”. Везание канала было только по выходным в дневное время суток. Показывали также все с видеокассет, но в отличие от ТВА, только русское кино. Будучи редактор газеты "ТВР" я очень тесно сотрудничал с руководством СЭТа и можно сказать, что его становление проходило на моих глазах.
Не могу не вспомнить и про еще один коммерческий телеканал - с ноября 1993 г. начал вещать телеканал АМВ (Амурский видеоканал) из Амурска, который показывал программы "ТВ-6 Москва". Но время для вещания было предоставлено ужасное - с 4.30 (утра!!!) до 7.30 (утра!!!). За это время успевали показать одну серию мексиканского или бразильского сериала, и один художественный фильм, преимущественно, советский. Продолжалось вещание этого канала 6 месяцев, и я также много общался с его организаторами: все новые телеканалы тогда стремились публиковать свою программу телепередач именно в "ТВР-Телевидение и радио".
Зимой 1995 г. по утрам стала вещать телекомпания “Интеграл”, но и она долго не просуществовала. В разгар губернаторской предвыборной кампании 1996 г. на "территорию" ТВА на непродолжительное время посягнул телеканал предпринимателя Валентина Цоя. Назывался он "Народным". Когда Цой проиграл выборы Виктору Ишаеву, его телеканал быстро исчез, а вот его же радиостанция "Олимп" просуществовала потом много лет.
Ну и подводя итог воспоминаниям о коммерческом телевидении в Хабаровске, скажу, что осенью 1995 г. днем в будние дни и в субботу с 10 до 18 ч. начал вещать телеканал “ДЕНЬ” компании "Телекон-ТВ". На этом канале долгое время главным редактором был Олег Леховицер.
Но вернемся к моему теледебюту. В ноябре 1996 г. ведущая утреннего эфира ТВА Валерия Жмак решила пригласить меня в студию, чтобы поговорить о кино. Уже не помню тему разговора, но Лера справедливо решила что я именно тот собеседник, который ей нужен. Я согласился принять участие в ее программе.
Выходила она в 7 часов утра, мой выход был запланирован на 7.30.
Накануне я лег спать пораньше, дабы быть свежим, и собрался с первым автобусом маршрута №1 поехать в Дом радио. Можете представить мой шок, когда утром в окно я увидел мощнейший снегопад. Понятное дело, что дороги тогда в Хабаровске, как и сейчас, оператвино не чистились, и весь город был парализован. Мне ничего не оставалось, как идти пешком в Дом радио. Жил я тогда недалеко от железнодорожного вокзала и в нормальный день дорога занимала бы не более 45 минут. Но в тот день идти было невозможно - снег буквально был по колено! Около двух часов я пробирался до Дома радио, периодически падая в снег и больше всего опасаясь опоздать. Представляете, первый эфир - и опоздать на него! Вообщем, я успел, но мокрым был на сквозь - и от снега, и от пота. Что и как я говорил в эфире - не помню, но помню большие глаза Валерии Жмак, когда она меня слушала. И сразу же после эфира Лера мне заявила: "А ты не хочешь сам попробовать вести утренний эфир?"
Предложение для меня было очень неожиданным, но я уже тогда помнил еще про один из принципов журналистики - НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ! Любой пустяк рано или поздно пригодится. Не долго раздумывая, я согласился попробовать. Как раз в те дни шла коренная реорганизация утреннего эфира ТВА и новые лица были очень нужны.
Каждое буднее утро после реорганизации стало тематическим. Не помню, какие тематики были у моих коллег в другие дни (а утром на ТВА работали Елена Зяблова, Ольга Дутова, Михаил Зеленский (тот самый, который сейчас работает на "Вести 24"), Валерия Жмак), я себе забрал тему кино. Мне выделили четверг и назвали мою программу "Утренняя киномозаика". По тем временам ее структура была уникальной. Любые темы, любые новости и комментарии в моей передаче иллюстрировались фрагментами из фильмов! Богатая личная видеотека и отличное знание кино легко помогали мне искать необходимые кинофрагменты. Никаких телевизионных рейтингов не было и в помине, но, судя по реакции зрителей, программу смотрели многие. Особенно любили мне пересказывать ее содержание мои студенты, когда сразу после эфира я убегал на занятия.
Программа шла 2 часа в прямом эфире и текст сценария я не заучивал никогда. Телесуфлеров тогда еще не существовало. Это была отличная школа для тренировки памяти, для умения вести себя в эфире, для предотвращения нештатных ситуаций - а их было немало! То осветительный прибор взорвется, то камера упадет, то храп заглушит меня...
Да-да, именно храп, не удивляйтесь! Дело в том, что студия ТВА была самым тихим местом в телекомпании. И задержавшиеся на работе (а таких было немало) приходили спать именно в студию. Понятное дело, что к 7 утра, к началу эфира они просыпаться не спешили и спокойно посапывали до окончания программы. Но иногда кто-то начинал храпеть, тогда мне приходилось их пинать - да так, чтобы не видели зрители. Однажды у одного из спящих коллег во время эфира зазвонил будильник. С тех пор стал действовать запрет на пронос будильников в студию.
Сегодня мне даже и не верится, что мы ТАК работали. Творческая команда состояла из трех человек - я, режиссер и звукооператор. Никаких осветителей, гримеров, костюмеров. Одежду покупал сам. Хорошо помню свой первый "прикид" - пиджак салатного цвета с золотыми пуговицами, в которых тогда щеголяли "новые русские". Просто блеск!
Все нарезки для программы я монтировал накануне и приходил на эфир уже с готовыми фрагментами, записанными на VHS-кассете. Хочу выразить благодарность ребятам из ТВА, которые со мной возились, учили монтировать программы, делали справедливые замечания - Игорю Юрченко, Валерию Зиброву, Сергею Орлову, Сергею Соловью, Александру Белову. Ну и, конечно же, Александру Киму и Эдуарду Шагиняну - для меня они уже тогда были мэтрами телевидения.
Вспоминается одна любопытная история из того времени. Представьте себе - студия, софиты, я в прямом эфире мило вещаю в утренней программе. На экране у меня "поясной план" - то есть рук не видно. И в тот самый момент, когда я с чувством и тактом рассказываю о погоде на предстоящий день, открывается дверь студии. На пороге - уборщица, которая не понимает, что идет прямой эфир.
- У вас убирать? - строго спросила она.
Я, мило продолжая улыбаться в камеру, начинаю правой рукой показывать уборщице, чтобы удалилась. Но мой жест ей был непонятен:
- Не слышу - у вас убирать? - еще раз, более громко, спросила она.
Естественно, я ответить не могу и на помощь призываю уже вторую руку, чтобы дать понять бестолковой бабе, что ее приход в данный момент не уместен. Тут и она увидела мои непонятные телодвижения, и очень жалостливо поинтересовалась:
- Больной что ли?
Нет необходимости пояснять, что все ее вопросы ушли вместе с моим прогнозом погоды в эфир. Режиссер, понимая, что происходит что-то незапланированное, срочно увел меня из кадра. Вздохнув, я поведал уборщице всё, что думаю о ней, о ее родственниках и вообще о развитии телевидения в Хабаровске. Выслушав мою гневную речь, она ответила:
- Так бы сразу и сказали, что уборка сегодня вам не нужна – ну и сидите в грязи!
Не могу забыть и одну почти криминально- романтическую историю. Я познакомился с двумя милыми и очаровательными девушками. Я никогда не был жадным и одну из дам любезно уступил своему другу Андрею Архипову (тому самому, который сейчас работает ведущим в программе "Вести- Хабаровск"). В нашем распоряжении тогда была 2-комнатная квартира в районе парка им. Гагарина, и мы решили мило провести ночь с двумя подругами именно там.
Но я помнил, что к 7 утра мне надо было быть на прямом эфире. Чтобы не рисковать, я с вечера надел рубашку черного цвета - в ней я выглядил очень стильно, и при этом если вдруг чем-либо капнул бы на нее, пятен не было бы видно, как на белой рубашке. И вот мы мило всю ночь с девушками проговорили о влиянии декаденства на литературу народов Крайнего Севера. А в 5.30 утра я стал собираться на эфир. Картина маслом! Наши подруги в один голос заявили, что я их бросаю. Сначала я их поспешил успокоить: мол, я ухожу один, Андрей полностью в вашем распоряжении. Но, по всей вилимости, мои размышления о литературе Крайнего Севера им больше пришлись по душе, и девушки категорически октазывались меня отпускать.
Тогда мне пришлось открыть правду: мне надо на эфир! Но ведь давно замечено: чем больше говоришь правды, тем меньше верят. Это был как раз тот случай. Даже мои соображения по поводу того, что с 7 утра они меня сами увидят на телеэкране, были разбиты железной женской логикой: "У тебя, если и будет передача, то всё равно она в записи!". Тогда, чтобы мне окончательно поверили, я попросил назвать любое слово, с которого начну эфир. Девушки выбрали самое "эфирное" - ВИНО. Мне ничего не оставалось, как ровно в 7 утра сказать таую фразу: "Доброе утро, уважаемые телезрители! Надеюсь, что прошедшая ночь для вас была такой же запоминающейся, как бокал хорошего вина!". Андрей потом мне рассказывал, что услышав эту фразу, девушки долго сидели, открыв рот...
Но история с черной рубашкой, в которой я провел 2 часа прямого эфира, имела интересное продолжение. Когда я закончил программу и пошел по коридорам Дома радио к себе в кабинет, меня удивила реакция окружающих. Одни бежали ко мне, пожимали руку с словами: "Молодец, не ожидали, что поддержишь!". Другие, наоборот, отказывались со мной здороваться: "Не думали, что ты такая сволочь!". Я до обеда не мог понять, что происходит. И лишь потом выяснилось: в тот день хоронили очередного убитого криминального авторитета и вся "братва" с утра в городе ходила в черных рубашках. А я в черной рубашке вышел еще и в телеэфир! Разве пояснишь всем, что выбранный мною цвет рубашки связан с двумя молодыми красавицами, а не с совсем ушедшим безвременно авторитетом...
Отработав почти больше года в утреннем эфире, набравшись опыта, я быстро понял, что мне становится "тесновато". И тогда в июне 1998 г. в эфире ТВА появился мой новый проект - еженедельная вечерняя программа "Страна кино". Это уже было полновесное киноообзрение с интерсеным компьютерным оформлением (спасибо Виталию Куплевахскому), со специально записанным на студии "Нью Микс" для меня музыкальным рядом (благодарность Виталию Ключищеву и Сергею Нестерову), с обчиткой за кадром голосом диктора (в его роли тогда выступал Андрей Архипов). Постоянным моим режиссером стал Сергей Симков. Программа шла всего 20 минут, но на ее подготовку времени у меня уходила ровно неделя. Фрагменты из фильмов в ней стали маленькими, но зато их было намного больше. Тогда я научился мастерски владеть таймингом, подбирать фоновую музыку по необходимой тематике.
Программа выходила в эфир год, пока летом 1999 г. телекомпания ТВА не была закрыта из-за больших долгов перед ДВТРК (за помещение в Доме Радио) и КРТПЦ (техническое обеспечение). Всех подробностей того конфликта я не знаю, но нам, работникам телекомпании, объяснили закрытие канала именно так.
Я тогда продолжал работать и в газете, и на радио, поэтому без работы не остался. Но мне совершенно не хотелось терять свою телепрограмму о кино. И тогда я решил предложить свои услуги телевидению ДВТРК. Но прежде заручился поддержкой генерального директора Хабаровского киновидеопроката Николая Николаевича Ершова. И вот пришло время рассказать о том большом пласте, который в моей жизни знимает кинематограф...
Продолжение следует...
Нет обратных ссылок на эту запись.
Оставить комментарий