ONLINE-РОМАН «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» ГЛАВА 12 «РАДИОПЕРЕДАЧИ С ДУШОЙ И С СЕРДЦЕМ»
Я всегда на разных радиостанциях делал только те программы, которые мне нравились самому. Считал и считаю, что нельзя быть искренним со слушателями, когда сам не понимаешь о чем говоришь. По ту сторону эфира фальшь чувствуется сразу. И сегодня я могу сказать, что мне повезло - всё, о чем я всегда рассказывал и продолжаю рассказывать в эфире, мне очень близко и знакомо.
Первое предложение, поступившее мне от Хабаровского краевого радио, было вполне прогнозируемо. Нет, я не имею ввиду то, что проработав три месяца на радиостанции "Инвар", я вдруг стал "крутым перцем". Речь идет о тематической направленности предложения. Главный редактор редакции музыкальных и литературно-драматических программ Марина Семченко в начале 1995 года мне сказала: "Зачем тебе работать на коммерческой радиостанции, когда подобный обзор телефильмов ты можешь делать и в эфире Хабаровского радио?". Я не совсем был согласен с предложение вообще покинуть коммерческое радио (все-таки в плане экспериментов это была идеальная площадка для начинающего радиожурналиста), но был не против "перенести" мое телеобозрение на Хабаровское радио. Понятное дело, что под названием, которое было на "Инваре" - "Телекурьер", оно выходить не могло. Над новым названием долго не думали, Марина Семченко сразу предложила "Перископ". Смотрим, как это слово трактуется в словаре Ушакова: "ПЕРИСКОП (от греч. periskopeo - смотрю вокруг) (спец.). Оптический прибор, коленчатая зрительная труба для наблюдения из-за закрытий, из подводной лодки". Я ведь тоже как будто наблюдал за фильмами на телеэкране, поэтому решили название утвердить именно таким. В эфирной сетке мне выделили время с 18 до 19 ч. каждый понедельник. Забегая вперед, скажу что программа "Перископ" благополучно просуществовала 7 лет и за это время вышло ее 450 выпусков. Я не сомневаюсь, что она бы выходила в эфир и дальше, если бы не произошел всеобщий развал Хабаровского краевого радио. Но это совсем другая история...
Звукорежиссерами программы "Перископ" был весь режиссерский цвет Хабаровского радио: Ирина Светенок, Наталья Павлюченко, Виталина Довженко, Елена Бурдина, Людмила Устинова, Светлана Четвергова, Элла Степанова, Галина Старцева, Елена Гребеник, Виктор Першин, Дмитрий Голланд, Антон Тесляков. Именно на "Перископе" сложился мой творческий дуэт с замечательным человеком и гениальным режиссером Людмилой Матковской, с которой потом мы сделали немало интересных программ.
Забавный факт, многие режиссеры, поработав со мной, уходили в... декрет! На радио даже в шутку говорили: "Не можешь забеременеть - поработай с Хамзиным!". "Перископовские" дети уже большие, и я рад, что внес свойвклад таким образом в решение демографической проблемы.
С первых выпусков программы "Перископ" я понял, насколько высокие требования предъявляются на Хабаровском радио. Перед кажды выходом в эфир я приходил в кабинет Марины Семченко и читал ей весь сценарий часовой программы. Она исправляла мне стилистчиеские ошибки, помогала правильно делать ударения. Марину Исааковну я считаю одним из главных своих радийных учителей, она меня научила элементарно бережно относиться к слову. Сегодня эту же любовь я стараюсь привить и своим студентам.
О моей дальнейшей, и самое главное - эффективной, работе на Хабаровском радио не могло быть и речи без исправления дефекта речи. И тут мне на помощь пришла музыкальный редактор радио Лиана Александровна Шостак. Первым делом она меня спросила: "Музыкальный слух есть?". Я растерялся: никогда об этом не задумывался. "Спой что-нибудь", - попросила Лиана Александровна. Я затянул заунывно: "Вот и встретились два од-и-и-ночества, развели у до-о-о-роги костер...". "Достаточно!" - прервала мой мини-концерт Лиана Шостак и сказала, что для начала неплохо.
Я не знаю, где эту технологию исправления дефектов речи взяла Шостак, но она заключалась в занятиях под рояль. В течение нескольких месяцев каждый день в обеденный перерыв мы спускались в малую концертную студию, где стоял рояль и пели... слова из словаря! Да-да, просто открывали словарь, Лиана Александровна играла мне мелодию, а я пел разные слова, начинающиеся на букву "Р". Я оказался способным учеником: занятия должны были продолжаться полгода, но уже через три месяца у меня стал появляться звук, похожий на букву "Р". Еще через месяц я стал уверенно произносить слова, в которых после "Р" шли гласные буквы. Но когда я впервые отчетливо произнес такие слова, как "рынок", "рыба", "трамвай", моему счастью не было предела. Я так полюбил слова с буквой "р", что даже слишком на них стал обращать внимание в эфире: "ЗдРавствуйте, вы слушаете ХабаРовское Радио, в студии СеРгей Хамзин!". Я очень благодарен Лиане Шостак за занятия, за то, что научила меня правильно произносить звуки. Ну а секреты техникой владения речью мне уже позднее открыли такие наши признанные дикторы, как Бэла Попович, Валерий Еремин, Анатолий Жаров. Жаль, что сегодня эти специалисты не у дел, они могли бы многому научить и моих студентов...
Пару советов от Анатолия Жарова я запомнил на всю жизнь. Первый: перед эфиром полезно выпить 50 грамм коньяка. Но не более! Коньяк размягчает связки и голос становится "бархатным". Как говорится, проверено на себе. Второй совет мне показался каким-то нереальным: в эфир нельзя выходить с... мокрой головой! Я никогда не рассматривал варианты, что прямо перед эфиром пойду принимать душ или просто мыть голову. Но вот однажды попал под сильный дождь и в студию вбежал действительно с мокрой головой. И что в итоге? У меня оказался сиплый голос! И я ничего не смог с ним поделать, пока голова не высохла. Никогда не думал, что есть прямая связь между мокрыми корнями волос и голосовыми связками. Теперь сей нюанс я учитываю всегда, и в душ в студии "Ретро FM" стараюсь идти хотя бы за час до начала эфира...
К лету 1995 г. начались проблемы на радиостанции "Инвар". "Костяк" станции в лице Виктора и Ольги Сербиных ушел на новую станцию под названием "Проспект". Я, как обязанный Виктору своим появлением вообще на радио, последовал за ним - своих не бросаем! Мы вещали из полуразрушенного здания на улице Павловича. Мои передачи опять были про кино - в этой сфере я тогда разбирался лучше всего. Работали мы в один день с Олегом Крючеком (нанешний генеральный директор ИТА "Губерния") - он начинал воскресный эфир утром, я его в обед продолжал. На "Проспекте" я проработал до осени, потом Виктора Сербина пригласили главным редактором на новую радиостанцию "Хабаровск", и я опять последовал за ним. Эта радиостанция располагалась в уютном особняке, принадлежавшем какой-то церкви (их тогда было в Хабаровске очень много). Параллельно с "Хабаровском" оттуда шло вещание Христианского радио. Теперь у меня было полновесных 4-часовых эфира два раза в неделю - в четверг и в воскресенье. В эфире разрешалось всё! Именно тогда я экспериментировал с разными формами эфира, с играми для слушателей. Помню, как однажды решился сделать программу о песнях из новогодних фильмов Эльдара Рязанова... летом! Меня все отговаривали: мол, вся прелесть этих песен именно в атмосфере Нового года. Но я рискнул и... программа пользовалась огромной популярностью! Было огрмоное количество звонков, писем (тогда еще писали письма!), в которых слушатели благодарили за возможность почувствовать новогодний праздник в жаркие июльские дни. На радио "Хабаровск" я познакомился с замечательным спортивным комментатором Виталием Лиховоловым - еще одним работником радио из моего детства. Сколько раз я слушал его эмоциональные комментарии со стадиона Ленина будучи еще совсем мальчишкой. Не так давно, увы, Виталий Алексеевич ушел из жизни...
Причина моего расставания с радио "Хабаровск" была стара как мир - из-за отсутствия финансирования. Постепенно нам перестали выплачивать зарплату, а за "спасибо" работать в то время было уже не принято.
Именно тогда на Хабаровском краевом радио начались эксперименты с новой формой вещания - вторая программа радио была отдана по так называемый "Другой канал". Журналисты Хабаровского радио получили возможность делать авторские экспериментальные передачи. Помню, Вячеслав Коренев тогда делал интересные программы с музыкой группы "Аквариум", Георгий Дмитриевич Кузьменко "открыл" свою "Танцплощадку". Три часа в дневном эфире выделили и нам с режиссером Людмилой Матковской.
Мы выбрали своеобразный хит-парад любимых песен слушателей. Для кравеого радио это действительно была новая форма вещания - мои комментарии были очень динамичные, песни звучали самых разных музыкальных жанров и направлений. Постепенно слушатели, дозваниваясь в студию, стали рассказывать свои истории, связанные с песнями. Всё чаще стали звучать просьбы включить в эфир не только современные песни, но и старые, забытые. Вот так постепенно появилась программа "Забытая пятерка". Очень быстро ей стало тесно в рамках дневного эфира и нам выделили 3 часа эфира с 22 до 1 часа каждую пятницу. Вот тогда наступил самый настоящий рассвет программы! Она уже имела другое название - "Мелодии из прошлого", очень быстро стала по-настоящему народной.
У нас не было временных границ - звучали песни от Федора Шаляпина до "Ласкогового мая". Главным условием появления песни в эфире была интерсеная история, связанная с ней. Сколько таких историй мы выслушали за долгие годы существования программы! Постепенно стали знакомиться с нашими слушателями лично, с некоторыми из них даже сильно подружились. Отмечу Павла Григорьевича Белогорохова, супругов Абросимовых - Виктора Александровича и Зинаиду Петровну: сейчас без их участия не обходится ни один праздник.
После развала Хабаровского краевого радио нас приютила на "Востоке России" Людмила Николаевна Румянцева. Передача стала называться "Среда воспоминаний", но смысл ее оставался прежним - мы возвращали к жизни старые и забытые песни. Где только мы их не искали! Нас с Людмилой Матковской знали во всех музыкальных магазинах Хабаровска, мы наизусть выучили богатую фонотеку Хабаровского радио, свои записи нам привозили в Дом радио слушатели. Считаю, что та программа для многих слушателей старшего поколения была отдушиной и уникальной возможностью вернуться в свое прошлое.
Увы, после смерти Людмилы николаевны Румянцевой и ухода с поста главного редактора "Востока России" многоуважаемого мною профессора Леонида Ефимовича Бляхера программу "Среда воспоминаний" закрыли. Новому руководству радиостанции проект оказался неинтересным. Не спасли и многочисленные жалобы слушателей (некоторые из них даже дошли до Губернатора, тот приказал разбираться самим), и личные уговоры с нашей стороны нового начальства "Востока России". Мы даже с режиссером Людмилой Матковской отказались от зарплаты, лишь бы оставили нам возможность радовать людей, у которых и так немного радостей в жизни. Увы, всё тщетно... "Пришли честолюбивые дублёры, дай Бог им лучше нашего сыграть!"...
Не могу не вспомнить в этой книге и еще один наш интересный проект с Людмилой Матковской - программу "Русский шансон". Уличные и дворовые песни всегда были под запретом, тем более на государственном радио. Но опять же спасибо руководству Хабаровского радио, что позолили нам в качестве эксперимента делать программу "Русский шансон". Сначала, "от греха подальше", она выходила раз в неделю в 0.30 и называлась "Русский шансон в ночном эфире". Но убедившись, что ничего крамольного в программе нет, нам разрешили работать и в более "слушаемое" время - в 22.00. У передачи был свой круг слушателей, неоднократно в эфире звучали мои интервью со звездами шансона, приезжавшими в Хабаровск: с Михаилом Кругом, с Александром Новиковым, с Вилли Токаревым, с Владимиром Асмоловым, с Евгением Кемеровским. А однажды дружный десант в составе Вячеслава Медяника, Кати Огонек, Руслана Казанцева и Александра Дюмина даже пришел к нам на прямой эфир!
Отдельный пласт нашей работы с Людмилой Матковской на радио - цикл программ "Давай с тобой поговорим". Эти передачи были посвящены бардам. Очень приятно, что мы успели познакомить слушателей и с хабаровскими бардами (всего вышло 107 выпусков программы). В планах даже была организация своего фестиваля авторской песни, но, увы, и эта программа новым руководством "Востока России" была закрыта...
Интересны у меня были проекты с утренним вещанием, где надо было работать совершенно по дргому, не так, как вечером: более динамично. Хотя я сам себя все-таки считаю вечерним ведущим, мне больше по душе лирические интонации.
Полгода вместе с Ириной Виксниной на Хабаровском радио мы делали программу "Семейный канал". Я за это время познакомился с огромным количеством интересных собеседников: с педагогами, с психологами и даже с... анонимными алкоголиками! Увы, и эта программа была закрыта...
Сегодня в моей жизни есть радио "Ретро FM". Оно было открыто в 2007 г. и с первого дня я работаю на этой радиостанции. Параллельно с радиопроектами я много времени уделял и работе на телевидении. На свой первый телеэфир в жизни я... едва не опоздал! А виною всему был снегопад...
Продолжение следует...
Нет обратных ссылок на эту запись.
Оставить комментарий